СВЯЩЕННЫЕ ФЕМЫ | Secretworlds.ru

СВЯЩЕННЫЕ ФЕМЫ

                                      СВЯЩЕННЫЕ ФЕМЫ


      Судебные тайные общества возникли в период насилия и анархии в

германской империи после изгнания Генриха Льва, в середине тринадцатого

столетия. Самым важным из этих обществ было тайное судилище в Вестфалии,

известное под названием VehnvGerichte, или священного судилища.

Власть императора потеряла все свое влияние в стране, императорский суд

уже не заседал, могущество и насилие заняли место права и правосудия,

феодальные владетели притесняли народ, кто смел, тот и мог. Захватить

виновного, кто бы он ни был, наказать, прежде чем он узнает об ударе,

угрожавшем ему, и таким образом карать преступление - вот какова была цель

вестфальских судей. Таким образом, существование этого тайного общества,

орудия общественного мнения, оправдывается вполне, и уважение народа,

которым оно пользовалось и на котором основывалась его власть, становится

понятным.

Веетфалия в этот период включала земли между Рейном и Везером,

Гессенские горы составляли ее южную границу, а Фрисландия северную. Vehm или

Fehm, по толкованию Лейбница, происходит от fama, так как закон основывается

на молве. Но Fem старинное немецкое слово, означающее осуждение, которое,

может быть, и есть корень слова Vehm. Эти суды назывались также "вольные

суды", "тайные суды", "вольные решения", и "запрещенные суды".

Никакое звание не лишало человека права быть посвященным, и в

фемическом кодексе, найденном в Дортмунде и чтение которого было запрещено

непосвященным под страхом смертной казни, упомянуто о трех степенях. Члены

первой степени назывались "главные судьи", второй - "заседатели", третьей

"послы". Были два суда: "открытый суд", и "тайный суд". Члены назывались

"знающие" или посвященные. Духовенство, женщины и дети, жиды, язычники и,

вероятно, высшее дворянство не подлежали этому суду. Суды принимали к

сведению все преступления против христианской религии, евангелия и десяти

заповедей.

У посвященных был тайный язык, по крайней мере мы можем это заключить

из начальных букв S.S.S.G.G., найденных в письменах, сохранившихся в архивах

в Герфорде, в Вест-фалии. Эти письмена поставили в тупик ученых и некоторые

объясняли их значение словами: палка, камень, веревка, трава, страдание. За

обедом члены, говорят, узнавали друг друга по тому, что обращали острие

своих вилок к центру стола. Страшная смерть ожидала вероломного брата, и

даваемая присяга была так же ужасна, как предписывается в высших степенях

франкмасонства.

Посвящаемые обещали служить тайному судилищу преимущественно пред всем,

что освещалось солнцем, или орошалось дождем, или находилось между небом и

землей, не сообщать никому приговора, произносимого против него, и доносить,

если окажется необходимо, на родителей и родственников.

Одна формула присяги, заключающаяся в дортмундских архивах и которую

кандидаты должны были произносить на коленях, с непокрытой головой и положив

указательный и средний пальцы правой руки на меч председателя, состояла в

следующем: "Клянусь в вечной преданности тайному судилищу, клянусь защищать

его от самого себя, от воды, солнца, луны, звезд, древесных листьев, всех

живых существ, поддерживать его приговоры и способствовать приведению их в

исполнение. Обещаю сверх того, что ни мучения, ни деньги, ни родители,

ничто, созданное Богом, не сделает меня клятвопреступником".

Первое действие процедуры Фема - это обвинение, делаемое Вольным

Заседателем. Названное лицо должно было явиться, если не посвященное, пред

открытым судом, и горе непослушному! Обвиненный, принадлежавший к ордену,

был тотчас осуждаем, а дела непосвященных передавались в тайное судилище.

Вызов писали на пергаменте, к которому прикладывали, по крайней мере, семь

печатей, шесть недель и три дня давались по первому вызову, шесть недель

по-второму, шесть недель и три дня по третьему.

Когда местоиребываение обвиняемого не было известно, вызов выставляли

на перекрестке его предполагаемого местопребывания или у подножия статуи

какого-нибудь святого, или приклеивали к кружке для бедных, недалеко от

распятия или какой-нибудь смиренной часовни. Если обвиняемый был рыцарь,

живший в укрепленном замке, заседатели должны были прокрасться ночью, под

каким бы то ни было предлогом, в самую тайную комнату здания и исполнить

возложенное на них поручение. Но иногда считали достаточным прибить вызов и

монету, всегда сопровождавшую его, к воротам, сообщить стражу о том, что

вызов был оставлен, и отрубить три кусочка от ворот, чтобы это

доказательство отнести фрейграфу.

Если обвиняемый не являлся на вызов, его приговаривали заочным

решением, сообразно законам, изложенным в "Саксонском Зерцале". Обвинитель

должен был выставить семь свидетелей, не того факта, который он приводил в

обвинение отсутствующего, но чтобы засвидетельствовать правдивость

обвинителя, тогда обвинение считалось доказанным, имперский приговор

произносился против обвиняемого и быстро приводился в исполнение.

Приговор состоял в изгнании, разжаловании и смерти. Шея осужденного

приговаривалась к веревке, его тело на съедение птицам и хищным зверям, его

имущество объявлялось конфискованным, жена вдовою, а дети сиротами. Он был

объявлен наказуемым Фемом, и трое посвященных, встретившиеся с ним, могли,

даже должны были являться в суд, где председательствовал фрейграф, перед

которым на столе лежали обнаженный меч и ивовая веревка.

Обвиняемый, как и обвинитель, мог привести в свидетели тридцать человек

друзей и вместо себя прислать своих поверенных, а также имел право

апеллировать к генеральному капитулу тайного замкнутого трибунала

императорской палаты, всегда заседавшему в Дортмунде. Когда окончательно

приговаривали к смертной казни, виновного вешали немедленно.

Осужденные заочно и преследуемые сотнями тысяч человек вообще не знали

этого обстоятельства. Каждое сведение, доставляемое им об этом, считалось

государственной изменой и наказывалось смертью, один император был избавлен

от тайны, только лишь намек на то, что "Хороший хлеб можт но есть в другом

месте", делал говорившего подлежащим смерти за то, что выдал тайну. Все

посвященные были обязаны способствовать выполнению приговора даже против

своих родителей. Нож был втыкаем в то дерево, на котором вешали человека,

чтобы показать, что он понес смерть от руки священного судилища. Если жертва

сопротивлялась, ее убивали кинжалом, но убийца оставлял свое оружие в ранке,

в знак того же сведения.

Эти тайные судилища внушали такой ужас, что вызова к суду вестфальского

вольного графа боялись более, чем императорского. В 1470 году три вольных

графа послали вызов императору явиться пред ними, угрожая ему обыкновенными

последствиями за неявку в суд, император не явился, но вынес оскорбление.

Принятие недостойных лиц и злоупотребление правом вызова в суд

приводили к упадку учреждение, которое в свое время заглаживало общественную

несправедливость. Руперт преобразовал судилище, а Аренсбергская реформация и

Оснабрюкские поставочные ограничили власть Фемов. Все-таки они существовали

и формально никогда не были уничтожены. Но превосходные гражданские

учреждения Максимилиана и Карла V, упадок бурного и анархического духа,

введение римских законов, распространение протестантской религии - все это

вместе внушало людям отвращение к тому, что теперь казалось варварским

судопроизводством. Некоторые суды были уничтожены, и им воспретили все

решительные действия.

Но призрак их все-таки существовал, и только когда французское

законодательство в 1811 году уничтожило последний вольный суд в Мюнстере,

можно сказать, что они перестали существовать. Но еще долгое время после

того в этой местности каждый год тайно собирались потомки древних вольных

судей.


Просмотров: 2429
Яндекс.Метрика