МАСОНСТВО В США

                                         МАСОНСТВО В США


      В северо-американских колониях Англии масонство появилось, по-видимому,

вскоре после первых успехов его среди великосветского общества метрополии -

в 20-х годах XVIII столетия.

В 1730 году, печатая в своей "Пенсильванской газете" отчеты о собраниях

лондонских масонов, Бен. Франклин мог уже ссылаться на существование "в

здешней колонии (т.е. Пенсильвании) многих масонских лож" и на "большой

интерес, проявляемый к ним со стороны публики". Именно в этом году появился

в Америке и первый "провинциальный Гроссмейстер" (для провинций Нью-Йорка,

Нью-Джерси и Пенсильвании) в лице жившего в Англии сына Нью-Джерсийского

губернатора - Даниеля Кокса.

В 1731 году он присутствовал на собрании Великой Лондонской Ложи, где в

честь его был поднят тост за "Провинциального Гроссмейстера Северной

Америки".

Более серьезное значение имели грамоты, выданные в 1733 и 1734 году

бостонцу Генри Прайсу, первая на звание "Провинциального Гроссмейстера Новой

Англии и всех относящихся к ней владений и территорий", а вторая на звание

"Гроссмейстера всей Америки".

"Привилегии пенсильванских масонов", об утверждении которых хлопотал

перед Прайсом Франклин, заключались в существовании в Филадельфии

независимой от Лондона Великой Ложи, учрежденной здесь, при деятельном

сотрудничестве Франклина, в 1731 году. Франклин познакомился с масонством,

по-видимому, еще в 1725 - 1726 годах во время путешествия в Лондон, когда

ему было всего девятнадцать лет. Вступить в масонство он в это время еще не

мог, так как для этого требовался по уставу 25-летний возраст, и потому по

возвращении в Америку он основал, по образцу масонства, свое собственное

тайное общество - "Клуб кожаного передника" - зародыш будущего

"Книгоиздательского и Философского Американского Общества". В масонство он

был принят в Филадельфии в 1731 году и сразу стал играть в учрежденной в

этом году Великой Ложе выдающуюся роль: немедленно по вступлении в масонство

он сделался ее "Депутатом-Гроссмейстером" (товарищем Гроссмейстера), в

следующем году он составил для нее первый в Америке масонский устав, а в

1734 году был выбран Гроссмейстером.

Три года спустя в Филадельфии произошло событие, едва не повлиявшее

очень печально на судьбу пенсильванского масонства. Некий Эвон Джонс,

аптекарь по профессии, вздумал в компании с несколькими приятелями, как и

он, не имевшими никакого отношения к масонству, разыграть шутку над своим

учеником Даниилом Ризом - поклонником оккультизма, мечтавшем непременно

вступить в масонский орден, чтобы узнать его "страшные тайны". Шутники

рекомендовались Ризу масонами и предложили "вступить в ложу". Тот, не

подозревая обмана, немедленно согласился. Его привели с завязанными глазами

в погреб аптекаря, и заставив проделать разные циничные и фантастические

обряды, объявили "посвященным в ученики". Через несколько дней началось

"посвящение в мастера". На этот раз шутка кончилась трагедией: "дьявол",

украшенный коровьими рогами и хвостом и державший в руках блюдо с зажженным

спиртом (очевидно, "адский огонь"), нечаянно опрокинул его на Риза и

причинил ему смертельные ожоги. Джонса и его соучастников арестовали и

предали суду как убийц.

Великая ложа Пенсильвании в самом начале процесса заявила через местные

газеты о непричастности масонов к делу, но в обществе быстро

распространились противоположные слухи.

Темные слухи о масонских преступлениях дошли и до родителей Франклина,

живших в Массачусетсе. Мать в ужасе оплакивала гибель сына, попавшего в сети

"ариан и арми-ниан". В письме, адресованном отцу по этому поводу, Франклин

уверял его, что "масоны - самые безобидные люди, ни в принципах, ни в

поступках которых нет ничего противного религии и добрым нравам", и просил

свою мать "приостановить ее приговор над масонами, пока она не узнает их

лучше". "А пока, - писал он, - пусть она относится к ним доброжелательно,

как я отношусь к ее недругам арианам и арминианам, о которых мне так же мало

известно что-либо, как и ей о масонах".

В 1755 году в Филадельфии состоялось торжество освящения масонского

дома - первый случай освящения здания по масонским обрядам. В публичной

процесии, двигавшейся из ложи в церковь Христа "для выслушивания

божественной службы", принял участие сам губернатор провинции и 127 членов

трех пенсильванских лож, в числе которых находился в должности "товарища

Гроссмейстера" Великой Ложи и Вениамин Франклин.

Расслоение масонства в Англии нашло отголосок и в американских

колониях: наряду со старыми английскими ложами здесь появились шотландские и

ирландские ложи, а также английские ложи "старого устава", не признававшие

авторитета первой Великой Лондонской ложи. Наконец, вместе с английскими

войсками (во время французских и индейских войн) приезжали в Америку и

странствующие военные ложи, тоже большей частью "старого устава". Все эти

новые ложи выгодно отличались от прежних своей большей демократичностью и

доступностью: тогда как ложи "новых" ограничивали свой состав почти

исключительно представителями высшего света, ложи "старых" масонов охотно

открывали двери простым офицерам, морякам, купцам средней руки и даже

ремесленникам.

Новая Великая Ложа в Лондоне с гораздо меньшей щепе-тильносью раздавала

свои патенты, чем это делала ее старшая современница. Немудрено, что при

первом появлении в Америке "старое" масонство стало получать над "новым"

решительный перевес. Оно обгоняло его своим ростом: многие ложи "новых"

меняли свой ритуал, или закрывались по мере того, как весь их состав

перекочевывал к "старым".

В Пенсильвании "Великая Провинциальная Ложа" "старых" была организована

в 1760 году. Первым Гроссмейстером ее был богатейший землевладелец

Пенсильвании Уильям Болл, незадолго до того перкочевавший к "старым" масонам

от "новых".

Перед началом революции в Америке числилось восемь великих лож три уже

известные нам (две в Массачусетсе и одна в Пенсильвании) и другие пять в

Нью-Йорке, в Вирджинии, в Джорджии и в обеихЖаролинах: В почти всех колониях

конкурировали различные ритуалы, перекрещивались влияния различных центров.

В Вирджинии, например, до возникновения там местной Великой Ложи (в 1777

году) масонские ложи основывались и по хартиям Массачусетской Великой Ложи

"новых", и по хартиям Пенсильванской Ложи "старых", и по хартиям Великой

Шотландской Ложи. В одной из этих последних (шотландских) лож, основанной в

1752 году в маленькой деревушке Фредериксбург, был принят в масонство (4

ноября 1752 года) молодой майор королевской армии, будущий герой

освободительной войны, Джорж Вашингтон.


Категория: Тайные общества и секты | Просмотров: 2155 | Рейтинг: 0.0/0
Яндекс.Метрика