ДЖОРЖ ВАШИНГТОН

                                               ДЖОРЖ ВАШИНГТОН


       Члены масонских лож принимали в американской революции самое деятельное

участие. Почти весь командующий состав американской армии, начиная с

главнокомандующего и кончая низшими офицерскими чинами, принадлежал к числу

масонов. Масонами были также почти все выдающиеся политики этого времени -

Джемс Отис, Самуэль Адаме, Джозеф Уоррен, Джон Маршал и др. - равно как и

большинство народных представителей, подписавшихся под Декларацией

Независимости в 1776 году и под Союзной Конституцией 1787 года.

Современные американские масоны с гордостью вспоминают, что во время

знаменитых событий с Бостонской партией чая (ноябрь 1773 года) помещение

Ложи св. Андрея в таверне "Зеленого Дракона" играло роль "гнезда, в котором

высиживались патриотические заговоры", и что именно оттуда получили свои

индейские костюмы большинство расправлявшихся с чаем "сынов свободы". В

книге протоколов ложи за этот день стоит лаконичная надпись - "братья отдали

свое время получателям чая", а на полях - несколько раз написана заглавная

буква Т (чай).

Британские власти хорошо различали патриотические и верные Англии ложи:

во время британской оккупации Филадельфии (сентябрь 1777 - июль 1778 года)

помещение ложи № 2, члены которой отличались своим патриотизмом, было

разгромлено солдатами, и вся принадлежащая ей утварь - одежды и книги -

похищены, тогда как ложи № 3 и 4 продолжали спокойно собираться, и многие

офицеры британской армии были приняты в их состав.

Первым случаем официального манифестирования "старым" масонством своих

патриотических чувств была процессия, организованная в 1778 году Великой

Пенсильванской ложей по случаю приезда в Филадельфию Вашингтона. Она была

приноровлена к ежегодному масонскому празднику 27-го декабря (день апостола

Иоанна), но по случаю воскресения, ввиду отсутствия в этот день свободных

церквей, перенесена на следующий день. Со времени освящения в 1755 году

масонского дома это было первое в Филадельфии публичное шествие масонов. К

Вашингтону заблаговременно явилась депутация от пенсильванских лож,

вручившая ему приветственный адрес и приглашение принять участие в процесии:

"Его превосходительство, - докладывали затем депутаты в Великой Ложе, -

изволил выразить свою признательность и ответил полным согласием".

Летом следующего года - в день Иоанна Крестителя 24-го июня -

состоялось второе масонское торжество с участием Вашингтона, на этот раз уже

при самой армии, стоявшей лагерем в штате Нью-Джерси. Организатором

праздника была военная ложа Коннектикутской "линии" "Американский союз", но

участие приняли в нем и другие ложи. "По окончании торжества, - рассказывает

современный отчет, - Его Превосходительство брат Вашингтон в сопровождении

секретаря и надзирателей ложи прошел через толпу братьев к реке и спустился

в свой катер при звуках музыки, игравшей "Боже, храни Америку". Когда катер

отчалил, с берега раздалось троекратное ура, на которое ответило троекратное

ура с катера. Музыка играла Гренадерский марш...".

По мере того, как с успехами американского оружия Вашингтон все более

становился в глазах американских патриотов центральной фигурой, он привлекал

к себе внимание и американских масонов. С 1779 года на всех масонских

банкетах вошло в обычай провозглашать тост за "генерала Вашингтона", многие

ложи посылали ему приветственные адреса, выбирали его своим почетным членом,

вновь возникшие ложи принимали его имя.

Целый ряд масонских церемоний был организован в 1800 году по случаю

смерти Вашингтона. Не довольствуясь официальным участием масонских лож в

общегородской траурной церемонии, организованной в Филадельфии 26 декабря

1799 года в силу постановления союзного конгресса, пенсильванские масоны

организовали в память Вашингтона и собственные собрания и процессии. 1

января 1800 года, в зале, увешанной черными материями, около катафалка с

масонскими и военными гербами Вашингтона, состоялось траурное заседание

французской ложи.

"Зала была полна. - Рассказывается в современном отчете. - Несколько

минут царило торжественное молчание, а потом Почтенный Мастер воскликнул с

Востока - "умер брат Вашингтон". "Умер славный брат Вашингтон", - отвечали

ему с Юга и Запада. Затем начались речи, прерывавшиеся рыданиями ораторов и

слушателей... Весь день помещение ложи было открыто для посторонних

посетителей, а по просьбе многих уважаемых граждан открывалось еще и в

субботу 4-го января от 10 до 4 часов дня..."

24-го февраля в Филадельфии состоялась общественная траурная процессия

с участием 11 пенсильванских лож. В процессии несли гроб, покрытый черным

сукном, потушенные светильники и все принадлежности масонских лож,

обвернутые крепом; 11-го февраля подобные же церемонии состоялись в Бостоне.

Реликвии Вашингтона до сих пор хранятся в различных ложах Америки: в

Массачусетской Великой Ложе, в особой золотой шкатулке хранится локон его

волос; Фредериксбург-екая ложа как святыню хранит у себя библию, на которой

присягал в 1752 году Вашингтон при своем вступлении в масонство...

Объединение великих американских лож не состоялось, но быстро

совершился другой процесс - образование во всех штатах собственных великих

лож и прекращение зависимости американского масонства от Англии. В 1782 году

в штате Нью-Йорк, находившемся до войны в ведении Великой Ложи "новых",

организовалась независимая Великая Ложа в составе девяти частных лож - одной

ирландской, одной шотландской и семи английских "старых". В 1786 году

Провинциальная Великая ложа Пенсильвании приняла звание "Почтеннейшей

Великой Ложи франк-масонов Пенсильвании и всей относящейся к ее юрисдикции

масонской территории.

Борьба двух американских масонских лож после войны постепенно улеглась.

В большинстве штатов "новое" масонство исчезало, в некоторых (как, например,

в Массачусетсе, в 1792 год) оба масонства мирно сливались в одну

организацию.

Рост и развитие американского масонства были резко остановлены в конце

20-х годов вспышкой антимасонского движения, нашедшего благоприятную почву в

политических условиях момента.

Две партии боролись во это время в штате Нью-Йорк. Во главе их стояли

кандидаты на губернаторский пост Де-Витт Клинтон, ярый сторонник будущего

президента республики Джонсона, и Уильям Рочестер, сторонник его главного

конкурента Квинси Адамса.

Как раз перед губернаторскими выборами 1826 года в одном из западных

графств Нью-Йорка случилось событие, всполошившее все местное население:

бесследно пропал некий Уильям Морган, только что выкупленный своими друзьями

из долговой тюрьмы в местечке Канандайгви. Так как пропавший поссорился с

местными масонами и готовился опубликовать в печати их пароли и "тайны", то

немедленно возникло предположение, что он убит именно ими. Образовались

добровольные "комитеты наблюдения", поднялась агитация в печати, возник

формальный процесс против группы местных масонов. Следствие установило, что

лица, осовободившие Моргана из тюрьмы, были действительно членами масонской

ложи и что они отвезли его к Ниагарскому форту, где он и жил некоторое время

спрятанный в пустом амбаре.

Дальше показания расходились: обвиняемые утверждали, что они спрятали

Моргана и затем тайно переправили его в Канаду с его собственного согласия,

так как он хотел отделаться от соиздателей "Иллюстраций Масонства"(так

называлось готовившаяся к печати книга Моргана), Свидетели же обвинения

уверяли, что Моргана схватили насильно, и что он погиб в Ниагаре, куда его

бросили скованным цепью. "Труп Моргана" искали все лето по дну Ниагары и

озера Онтарио, но поиски оказались безрезультатными: факт убийства Моргана

так и не удалось установить. В январе 1827 года обвиняемые были приговорены

к тюрьме "за насильственное держание человека взаперти и тайный увоз за

границу".

Общественное возбуждение на этом, однако, не остановилось. Агитация

против масонов продолжала расти и принимала политический характер, так как

противники Клинтона (только что победившего своего соперника на

губернаторских выборах) старались использовать "дело Моргана" в партийных

целях. В газетных статьях, памфлетах, и публичных речах они утверждали, что

"убийство" (ибо продолжали говорить об убийстве) является делом не местных

масонов, а всей масонской организации, и что главным вдохновителем его был

не кто иной, как сам губернатор Клинтон - Гроссмейстер Нью-Йорской Великой

Ложи и член Главного Капитула высших масонских степеней.

Появились нелепые и чудовищные слухи о масонских обрядах, клятвах и

преступлениях, тем более легко принимавшиеся на веру, что до сих пор

большинство провинциального населения ничего о масонах не слыхало и вовсе

ими не интересовалось.

В октябре следующего года к священному изобличению масонов в озере

Онтарио, в 40 милях от места предполагаемого убийства, было найдено наконец

и "тело Моргана". Так как оно оказалось, однако, телом утонувшего во время

бури канадца Тимофея Мунро, то его предали погребению, не давая "делу"

дальнейшего хода. Тогда поднялась агитация против судей и экспертов, якобы

подкупленных масонами. Тело утопленника пришлось выкапывать из могилы, и

только категорические заявление вдовы Мунро, опознавшей ipyn мужа, положило

конец дальнейшим в этом направлении толкам.

Антимасонское движение, первоначально возникшее в двух западных

графствах штата Нью-Йорк, быстро распространялось по всей западной части

штата. Когда на парламентских выборах 1827 года антимасоны выступили в

качестве отдельной партии с требованиями устранения масонов со всех

общественных и административных постов, они имели неожиданно огромный успех

и собрали большинство в пяти графствах. Движение распространилось и дальше,

переходя постепенно границы штата.

Успехи движения вызвали панику в масонских рядах. Дорожившие

политической карьерой спешили покинуть масонские ложи; некоторые и сами

принимались изобличать масонские "тайны" и увеличивать обвинительный багаж

антимасонства. Отступничество отдельных лиц перешло затем в повальное

бегство, и ложи закрывались одна за другой. В западных графствах Нью-Йорка

масонство на некоторое время исчезло совершенно и почти исчезло в остальных

частях штата. Принципы масонской организации были объявлены губительными для

политического равенства, опасными для свободного государства и враждебными

правосудию".

При всем своем бурном и решительном характере, антимасонские движения

20-х годов оставили на внутреннем развитии и внешних успехах американского

масонства лишь очень неглубокий и временный след. Паника скоро прошла, и уже

в 1832 году массачусетские масоны освящали в Бостоне свой первый масонский

"храм" (место собраний). Даже в Нью-Йорке, где потери масонства были

особенно чувствительны, "братья" скоро оправились от ударов: Великая Ложа

Нью-Йорка сделалась самой значительной из американских лож, как по числу

подчиненных ей частных лож, так и по числу их членов и размеру территории.


Категория: Тайные общества и секты | Просмотров: 2524 | Рейтинг: 4.0/1
Яндекс.Метрика