ОБРЯДНОСТЬ ФРАНК-МАСОНОВ. СТАРЫЕ АНГЛИЙСКИЕ РИТУАЛЫ

                ОБРЯДНОСТЬ ФРАНК-МАСОНОВ. СТАРЫЕ АНГЛИЙСКИЕ РИТУАЛЫ

         В "Конституциях" Андерсона обрядовая беседа мастера с братьями еще

носит следы рабочей практики, так как в "Конституциях" еще ясен простой

характер договора, заключенного между рабочими. В первоначальных формах

ритуала сохранилось еще много простого и наивного, что превратилось потом в

аффектацию и набор слов.

В старых обрядах масонства продолжается народный цеховой обычай, и

тайна братской любви, помощи и верности придавала ему

нравственно-поэтический смысл. Этот смысл терялся больше и больше в

позднейшем искусственном масонстве, и прежний наивный обряд превратился,

наконец, в произвольную фантастическую церемонию уловки, чтобы производить

действие на новопосвящаемого. Понятно, что если обычаи и символические

обряды простых рабочих не могли в новом "масонском" обществе не потерять

своей непосредственности, то и масонская "тайна", естественно, должна была

получить совсем иной смысл.

Новейшее масонство, выдумавшее высшие степени, эксплуатировало эту

тайну в самых различных смыслах: или в виде заговоров в пользу изгнанных

Стюартов, или с рыцарскими (т.е. феодальными, юнкерскими) занятиями, или с

наклонностями клерикальными, т.е. иезуитско-обскурантными, или, наконец, в

виде алхимии и нелепого колдовства. В этих случаях "тайну" знали только

изобретатели новых степеней и ближайшие адепты, которым она доверялась,

множество других членов ордена томились нетерпеливым стремлением узнать

тайну, мучились в поисках ее, иногда находили, наконец, какую-нибудь из

пошлых подложных "тайн", часто не удовлетворялись ею и начинали искать снова

и т.д. Такова была история множества масонов в прошлом столетии.

Старые английские ритуалы не знают этой фантастической тайны, здесь

тайна является в форме простого секрета между членами цеха, связанными одной

работой и одними нравственными правилами и обязанностями: братской любовью,

помощью и верностью. Символы, тайны, инструменты их ремесла, средства

уверяться во взаимном знании тайны - известные слова и приемы, которые

поэтому также составляют их тайну. Дальше этого не идет старый английский

ритуал, он не дает никаких обещаний раскрыть таинства природы, научать

секретам алхимии и магии, философского камня и жизненного эликсира,

духовидения и т.п., одним словом, не впадает в ту пошлость, которая

наполняет позднейшие ритуалы.

Лекции читаются таким образом:

Мастер. Брат, нет ли чего-нибудь между вами и мною?

Ответ. Есть, достопочтенный.

Мастер. Что же такое брат?

Ответ. Тайна.

Мастер. Какая это тайна, брат?

Ответ. Масонство, каменщичество.

Мастер. Итак, вы, я полагаю, масон?

Ответ. Таким меня считают и принимают братья и товарищи.

Мастер. Скажите, прошу вас, каким человеком должен быть каменщик?

Ответ. Это должен быть человек, родившийся от свободной женщины.

Мастер. Где вы сначала готовились сделаться масоном?

Ответ. В моем сердце.

Мастер. Где вы готовились потом?

Ответ. В одной комнате подле ложи.

Мастер. Как вы были приготовлены здесь?

Ответ. Я не был ни раздет, ни одет, ни босой, ни обутый, с меня снят

был всякий металл, я был с завязанными глазами, с веревкой не шее, тогда

меня повели к дверям ложи в неподвижно-подвижном положении, под руку с

другом, в котором я узнал потом своего брата.

Мастер. Как вы могли знать, что тут была дверь, когда у вас были

завязаны глаза?

Ответ. Потому что я нашел сначала задержку, потом вход, или допуск.

Мастер. Как получили вы допуск?

Ответ. Тремя сильными ударами.

Мастер. Что вам сказано было изнутри?

Ответ. Кто там?

Мастер. И что вы отвечали, брат?

Ответ. "Человек", который желает иметь и просить участия в благах этой

достопочтенной ложи, посвященной святому Иоанну, как это сделали до меня

многие братья и товарищи".

Мастер. Почему вы надеялись получить это участие?

Ответ. Потому что я родился свободным и имею добрую славу.

Мастер. Что сказали Вам на это?

Ответ. "Войдите".

Мастер. Как вы вошли и по чему?

Ответ. По острию меча, или копья, или другого военного оружия, которое

было приставлено к моей обнаженной груди.

Мастер. Что сказали вам после этого?

Ответ. Меня спросили, не чувствую ли я чего?

Мастер. Что вы отвечали?

Ответ. Я чувствую нечто, но видеть не могу ничего.

Мастер. Вы рассказали мне, как вы были приняты, скажите теперь, кто

принял вас?

Ответ. Младший надзиратель.

Мастер. Что он сделал с вами?

Ответ. Он передал меня мастеру, который приказал мне стать на колени и

получить благо молитвы.


Следует молитва, обращенная к Великому и Всеобщему Архитектору

(каменщику) мира и Строителю человека, о благословении для всех их

предприятий, о том, чтобы новый друг стал их верным братом, чтобы им послана

была милость и мир, чтобы, как он (т.е. друг) простирает руку на

божественные слова писания, так бы простирал ее и на служение брату, "если

только это не будет вредно ему или его семейству", и, наконец, чтобы они

могли сделаться участниками Его божественной природы... Молитва заключается

прошением о ниспослании всеобщей братской любви, чтобы масонство под божьим

благословением распрострашилось во всем мире и чтобы все соединились тогда

как один человек.

Затем новый брат по вопросам мастера, продолжает рассказ о приеме.

"Когда я получил эту молитву, меня спросили, на кого я возлагаю свое

упование, я ответил: на Бога. Потом меня взяли за руку, и один брат сказал:

встаньте и следуйте за вашим водителем и не бойтесь никакой опасности. Меня

провели три раза кругом ложи.

Первое препятствие я встретил в спине младшего надзирателя на юге, я

постучал в нее тремя ударами, как в дверь, он сказал: кто там? Я отвечал то

же, что при двери (повторяется ответ).

Второе сопротивление я встретил в спине старшего надзирателя на западе,

где я повторил то же, что при двери (повторяется вопрос и ответ).

Третье сопротивление встретил я в спине мастера на востоке, где я

повторил то же. Мастер послал меня назад к старшему надзирателю на запад,

чтобы получить наставления. Он велел мне сделать шаг на первую ступень

прямоугольного продолговатого четвероугольника, причем левое колено было

обнажено и согнуто, тело оставалось прямо, а правая нога составляла прямой

угол, моя обнаженная правая рука лежала на св. библии, на которой лежали

наугольник и циркуль, а левая рука поддерживала ее, тогда я принес

торжественное обязательство, или присягу масона".

На вопрос мастера новоиринятый встает и повторяет присягу. После того

мастер произносит тост за Солнце, которое скрывает, и Язык, который никогда

не рассказывает, и все братья принимают тост с известными обрядами.

Ученик по вопросам мастера отвечает снова: - "Когда обязательство было

принято, у меня спросили: чего я желаю всего больше? Я отвечал: быть

приведенным к свету. Меня привели к свету масгер и остальные братья. Когда я

был приведен. к свету, то первые вещи, которые я увидел, были библия,

наугольник и циркуль, мне сказали, что они означают три великие светильника

масонства: это - Библия, чтобы управлять и руководить нашей верой,

наугольник, чтобы делать прямыми наши действия, циркуль, чтобы соединять нас

в известных границах со всеми людьми, а особенно с братом. Потом мне

показали три свечи, о которых сказали, что это три меньшие светильника в

масонстве, они представляют собой солнце, луну и мастера-масона: - потому

что солнце управляет днем, луна управляет ночью, а мастер-масон управляет

или по крайней мере должен бы был управлять своей ложей. Затем мастер взял

меня за правую руку и дал мне прикосновение и слово новопринятого ученика".



Категория: Тайные общества и секты | Просмотров: 2390 | Рейтинг: 0.0/0
Яндекс.Метрика