Обнаружена одна из древнейших кладок динозавров

В Португалии обнаружена одна из древнейших кладок динозавров. Найденные яйца, как оказалось, принадлежат торвозавру - гигантскому тероподу, обитавшему в позднеюрскую эпоху 150 млн. лет назад. Торвозавры вырастали в длину до 9 м, однако длина обнаруженных в Португалии эмбрионов составляла всего 15 см.

Кладка была найдена еще в 2005 году палеонтологом-любителем Артом Валеном. Позднее находку исследовали палеонтологи из Музея да Лоринха (Museu da Lourinhã).

По словам исследователей, яйца с сотовидным рисунком на скорлупе сильно отличались от всех других, которые доводилось видеть до этого ученым. Когда яйца доставили в лабораторию, палеонтологов ждал еще один сюрприз: внутри были обнаружены кости примитивных эмбрионов.

Яйца современных птиц имеют три оболочки, большинство яиц динозавров - две. Однако яйца торозавров были настолько примитивны, что имели всего одну оболочку. Скорлупа имела поры, которые позволяли эмбриону "дышать". Учитывая размер и форму этих пор, палеонтологи сделали вывод, что яйца были отложены во влажной среде.

Валерий Качмарик