» » » От физиогномики к персонологии.

От физиогномики к персонологии.

         Когда будущую графиню делла Рокка знакомили с человеком по фамилии Франческони, она с невольным ужасом отшатнулась. Причину своего непонятого отношения к человеку с такой благообразной наружностью шестнадцатилетняя девушка, ни разу не покидавшая родительского дома и не имевшая никакого жизненного опыта, объяснила весьма странно, заявив, что если этот человек до сих пор еще никого не убил, то он непременно сделает это в будущем. Поразительно то, что она не ошиблась. Франческони и в самом деле стал убийцей.
Впоследствии, когда знаменитый итальянский психиатр и криминалист Чезаре Ломброзо поинтересовался как графине с одного взгляда удалось понять, что перед ней потенциальный преступник, она не раздумывая ответила: "По глазам".
Глазам люди всегда придавали особое значение. Еще Цицерон уверял, что если у лошади ипи льва движения души проявляются. В движениях гривы, хвоста и ушей, то у человека они проявляются в глазах.
Франсуа Эжен Видок (1775-1857) конечно же знал толк в распознавании воров и убийц. Он сам с раннего детства проявлял преступные наклонности, а приобретя богатый опыт воровства и грабежей, руководил тайным отделом парижской полиции. Видок говорил, что, если преступник закрывает лицо так, что видны только его глаза, он может узнать нарушителя закона по его взгляду.
Каждый из нас не раз испытывал чувство симпатии или антипа­тии к определенным людям. Од­ним хочется доверять, другим - нет. К одним людям душа лежит, к другим - нет.
Однако мы стремимся к определенности. Правила, по которым можно было бы всегда судить о характерах тех, с кем приходится иметь дело, составляют учение о физиогномике, то есть о распознавании внутренних свойств человека по его наружности. Частью физиогномики является хиромантия, то есть определение характера человека и предсказание его судьбы по линиям и бугоркам ладони.
Люди редко осознают, какую важную роль играют в их жизни чувства, вызванные внешностью тех, с кем им приходится сталкиваться. Между тем карьера политика или бизнесмена в значительной степени зависит от его наружности, а не только от его знаний и умственных способностей.
Наверняка не деньги и не политическая интуиция, а именно внешность Джона Кеннеди стала главной причиной его фантастической популярности. Вполне возможно, что Юрий Гагарин никогда не взлетел бы в космос, будь у него иная внешность. Но надо еще добавить, что, если бы Кеннеди и Гагарин не обладали внешностью, притягивающей к ним внимание и симпатии миллионов людей, а вместе с тем и немалое количество завистливых (дурных) взглядов, возможно, оба они избежали бы своих трагических судеб.
В античные времена определение характера и будущего человека по его внешности было профессией, по-видимому, приносившей неплохой доход Пифагор не очень доверял физиономистам, однако попасть к нему в ученики мог не каждый, а только тот, по чьей внешности можно было предположить, что учеба не станет для него пустой тратой времени.
По словам Платона, Сократ предсказал будущее Апкивиада по его наружности. Да и в самом Платоне Сократ с первого взгляда заметил выдающиеся способности.
Во второй половине XVIII века швейцарский писатель, врач и философ пастор Иоганн Каспар Лафатер опубликовал многотомный трактат "Физиогномические фрагменты" и, будучи человеком чрезвычайно энергичным и деятельным, возродил интерес к физиогномике в культурных кругах Ев­ропы. Учение Лафатера привлекло внимание самого авторитетного в вопросах культуры в тогдашней Европе человека - И.Ф. Гете.
Свидетельствует ли большая голова о большом уме?
Величайший философ античности Аристотель уверял, что большая голова говорит не о большом уме, а о тупости ее обладателя. И это было не только его мнение. В Древнем Риме и в Древней Греции такой взгляд разделяли многие ученые. На большой лоб так­же смотрели как на верный признак глупости. Так считал и крупнейший древнеримский врач Гален.
В Средние века специалисты по физиогномике тоже не видели ничего хорошего в большой голове. Однако затем авторы, писавшие об определении человеческого характера и способностей по внешним признакам, начали принимать как очевидное, что глубокие мысли должны рождаться в большой голове. Это далеко не всегда подтверждалось жизненным опытом, поэтому иногда приходилось подправлять жизнь.
Художники старались изобразить великих людей такими, какими их ожидала увидеть публика, подготовленная описаниями гениев с большими горящими глазами и высокими лбами. Нетрудно понять, почему на портретах у Гете голова и глаза явно больше, чем они были в действительности. Это подтверждает сравнение тех портретов, сделанных, когда он был молодым человеком, и тех, когда его стали называть первым поэтом Европы.
Портреты Бетховена были очень далеки от своего оригинала. Исследователей приводило в недоумение и ужас строение его черепа. Странный лоб, поднимавшийся не вертикально, а очень по­лого, его сильно выдвинутая верхняя челюсть совсем не соответствовали представлениям о вне­шности великого музыканта. Казалось, что таким черепом вообще не может обладать представитель европеоидной (кавказской) расы. Измерений, с помощью которых ученые пытались построить научную основу для физиогномики, не принесли с собой ничего, кроме путаницы. У физиологии и эндокринологии нет ничего общего с мистическими методами оп­ределения человеческого характера. Знания о влиянии на поведение человека и на строение его тела гормонов и желез внутрен­ней секреции нисколько не помогают проникнуть в человеческую душу, но порой только толкают на ложный путь.
Между тем во многих книгах по физиогномике приводятся качества, которые якобы должны быть присущи обладателям голубых глаз или рыжих волос. Достаточно посмотреть вокруг себя, чтобы заметить, что не все голубоглазые имеют одинаковый характер.
Если свойства характера не соответствуют привлекающим наше внимание признакам, если, как у Сократа, под грубой внешностью скрывается глубокий ум, можно, конечно, предположить, что мы не на то обратили внимание, однако вернее думать, что нам попался человек с переменчивым характером. Человек, у которого нарушено соответствие между характером и внешностью, подобен актеру, который взялся играть роль не своего амплуа. С ним следует вести себя осмотрительно, потому что от него можно ожидать неожиданных и труднообъяснимых действий.
Физиогномикой занимались многие выдающиеся врачи и ученые, но еще чаще невежествен­ные шарлатаны, которые основное внимание уделяли не определению человеческого характера, а предсказаниям будущего. Физи­огномику связывали с астрологией, утверждая, что во внешности человека сказывается влияние небесных светил, которые определяют судьбу человека. По всей Европе появились специалисты по физиогномике, которые учили, как по цвету волос, форме и величине головы, лба, носа, рта, губ и так далее определять, какие события ждут человека в будущем.
Предсказатели плодились как грибы после дождя. Наконец их стало чересчур много. В 1743 году английский парламент принял постановление, по которому люди, занимавшиеся физиогномикой, приравнивались к мошенникам и бродягам. Чтобы они не сбивали с толку народ и не отвлекали его от работы и общественной жизни, для них устанавливалось уголовное наказание: публичная порка и направление в исправительные заведения.
Очевидно, в XX веке отношение закона к занятиям физиогномикой существенно изменилось. Новую жизнь в эту древнюю науку вдохнул в 1930-е годы судья из США Эдвард Винсент Джонс. Правда, теперь она получила название - персонологиа, но суть осталась та же, Персонология утверждает, что по крайней мере 68 характеристик поведения человека можно определить по его физическим особенностям. Логика такова: внешность человека определяется его генами. Особенности поведения и характера тоже в значительной степени передаются по наследству. Так что должно существовать соответствие между внешностью и характером. Последователи судьи Джонса уверяют, что многочисленные наблюдения в 90 процентах случаев подтверждают найденные соответствия. Например, широко расставленные глаза - признак терпимости, добродушия, сговорчивости, медлительности, а небольшое расстояние между глазами говорит о нетерпимости, чрезмерном педантизме, придирчивости, постоянной неудовлетворенности.
Персонология игнорирует учение великих врачей и оккультистов Авиценны и Парацельса о воображении - магическом воплощении в зримые образы стремлений человеческой души, о влиянии души на формирование тела. Если бы человек обладал достаточно сильным воображением, он мог бы менять свою внешность с такой же легкостью, с какой меняет выражение лица. Если воображение человека, создавшего образы, достаточно сильно, он подчиняет своей воле того, кто его образы воспринимает. По учению оккультистов, родители передают ребенку не только гены. Своей волей и воображением они воздействуют на формирование его тела. Поэтому они должны быть осторожны в своих фантазиях.



Категория: Загадки истории
Просмотров: 1881
Зеленый чай против рака
На перевале Дятлова обнаружена магнитная аномалия
И снова о потопе.
Как умирают города.
Яндекс.Метрика