Артем
|
Дата: Пятница, 19.06.2015, 07:03 | Сообщение # 1
|
Группа: Модераторы
Сообщений: 992
Статус: Оффлайн (Offline)
|
Есть старая шутка о том, что у двух евреев всегда есть три мнения. При этом о самих евреях, в других народах, есть только одно мнение, и оно известно какое.
Нам кажется, что мы все очень разные, каждый из нас не такой как другие, не относится ни к кому и отвечает только за себя. Но в глазах мира евреи остаются «одним миром мазаны». Каждый из них причастен к тому, что сделали другие и отвечает за всех.
В глазах мира мы выглядим настолько иначе, относительно всех остальных , что наши собственные различия кажутся уже совершенно несущественными. Мы же, зациклены каждый на себе — я русский, я эфиоп, я за Биби, я за Ципи, сабры и оле, светские и религиозные, бедные и богатые, и так далее. И кажется нам, что мы все очень разные, а о том что нас объединяет мы, как будто, уже и забыли. А объединяет нас наша совершенно особенная роль.
Почему опять мы?
Мы, конечно же, не хотим себе никакой особенной роли. Мы хотим быть как все, жить поживать — добра наживать, чтобы нас никто не трогал и мы бы никого не трогали. Но, во первых, мы всех уже тронули – внесли свои идеи и традиции в жизнь самых разных народов. Во вторых, мы тоже прониклись культурой и ментальностью, с которой соприкоснулись в изгнании, настолько, что сами себя стали называть: русские, бухарские, французы, йеменцы, эфиопы…
А кроме того, не могут евреи быть как все, они упрямо пробиваются вперёд – в науке, в бизнесе, в искусстве, естественным образом оттирая всех остальных. Ничего личного, казалось бы, — чесная конкуренция. Но на самом деле — не честная. Потому что евреям изначально дано больше: и в уме, и в таланте, и в чем-то ещё, что можно условно назвать «духовный потенциал».
Ради чего?
Эти качества не подарок свыше. Это инструмент для решения очень важной проблемы, не только еврейской — но и всего человечества в целом, решить которую предстоит в начале нам. Проблема эта заключается в разрушительности человеческой природы.Человек жаден, завистлив и зол, и поэтому все его развитие ведёт только ко злу. Технические изобретения используются, в первую очередь, в военной технике, то есть для уничтожения людей. Медицинские достижения – для того чтобы их продать. Исследования психологии человека – чтобы поработить: заставить покупать, бесконечно работать, забыв о детях и семье, голосовать за того, кого нужно и так далее.
Ни мировые религии, ни классическая литература, музыка, театр не не смогли изменить человека. В начале 21-го века мы наблюдаем стремительный откат к первобытной дикости. На востоке вновь режут головы головы, и продают людей на невольничьих рынках. На западе – моральное разложение другого сорта – семья по боку, дети никому не нужны, жизнь по принципу «совокупляйся с кем хочешь, и ни о чем не беспокойся».
Что могут евреи?
Когда-то, давным давно, евреи пытались жить по двум важным принципам — «не делай другому того, что ненавистно тебе», и «возлюби ближнего как себя». Это было не просто, но у них были мудрецы, учившие их этому с помощью Торы.
Временами у них это получалось, и тогда народ был сплочен и государство было сильно. Когда же усиливались распри приходил внешний враг, разрушал Храм и изгонял евреев из страны. Они уходили и жили среди других народов, оставляя в них семена своего мировоззрения. Потом они возвращались и снова учились жить по принципам Торы, то есть относиться к ближнему как к самому себе.
В те времена, каждому из народа Израиля было ясно, что Тора призвана исправить человеческую природу. Как сказано «создал злое начало и создал Тору для исправления». Но после разрушения второго храма — во время большого изгнания, это знание ушло из «народных масс» и осталось только в среде мудрецов и их учеников, которые позже стали называться каббалистами. Для большинства же народа Тора превратилась в источник религиозных верований и ритуалов, в моральный кодекс, в еврейский образ жизни.
Сегодня, самые разные — по социальному статусу, по политическим убеждениям, по языку, ментальности, культуре — евреи, вновь собираются в Израиль со всех концов земли. Мы плохо понимаем друг друга и, порою, враждуем между собой, но нам совершенно необходимо научимся находить общий язык, иначе мы просто не справимся с грузом внутренних и внешних проблем.
Что нам мешает? Все те же: жадность, зависть и злость — разрушительные качества человеческой природы. Что нам поможет? Все та же Тора, если мы сможем прочесть ее, как руководство по – «не делай другому того, что ненавистно тебе», и «возлюби ближнего, как себя».
Традиция такого изучения Торы изложена в трудах Йегуды Ашлага — автора знаменитого комментария на книгу Зоар и его сына Баруха Ашлага. Эта методика разработана для практического применения и очень актуальна для сегодняшнего дня.
Начав ее применять, мы перестанем сшибаться лбами и сможем наконец-то объединить свои умные еврейские головы. Потому что верным решением, может быть только общее решение, принятое подавляющим большинством, а к нему невозможно прийти, иначе как полюбовно.
Это настоящее искусство – «полюбовное» принятие решений, учитывающее интересы всех заинтересованных сторон, чтобы не оставалось обиженных, затаивших зло, которое всем потом выйдет боком. Это не просто, потому что каждый естественным образом «тянет одеяло на себя».
Научившись этому искусству, а вернее возродив его в современном Израиле, евреи уйдут в такой прорыв, по сравнению с которым их прежние достижения в науке, технике и медицине, покажутся жалкими игрушками. И всем тогда станет ясно зачем нужны эти евреи, почему именно они должны жить в Израиле, и что это значит — избранный народ.
Михаил Аршавский, 06.2015 г.
Зачем нужны евреи? |
|
|
|