Вынужденное молчание
В бывшем женском лагере Равенсбрюк открылась выставка, посвященная одной наиболее табуированных тем из длинной череды злодеяний германских нацистов.
Казалось бы, давно известно все о зловещих лагерях смерти нацистской Германии. И лишь иногда всплывают новые свидетельства о творившихся там злодеяниях, которые уже почти ничего не добавляют к общей картине нашего представления о гитлеровской машине смерти. Впрочем... Недавно в германской прессе появились сообщения о том, что о чем молчали в течение нескольких десятилетий: речь шла о "спецблоках", в которых эсэсовцы заставляли женщин-заключенных "развлекать" своих соседей по баракам.
Оказывается, в 1941 году рейхсфюрер Гиммлер приказал создать такие публичные дома в некоторых концлагерях. Идею подали профессиональные психологи, которые полагали, что мужчины станут работать лучше, если секс станет наградой за их труд. Причем такую привилегию следует предоставлять лишь избранным, считали специалисты, и поможет достичь дополнительной цели: приведет к расколу среди заключенных, помешает им проявлять солидарность...
Когда в западной прессе военного времени появились первые сообщения об ужасах лагерей смерти, там ничего не говорилось на указанную тему: вся информация о подобных "спецблоках" была строго засекречена нацистами. А после войны женщины, которые "работали" там (и остались в живых), по вполне понятным причинам предпочитали держать язык за зубами. Да и мужчины тоже – от стыда.
И вот в бывшем женском лагере Равенсбрюк, к северу от Берлина, открылась выставка, посвященная этой теме, и автор этих строк, как раз находившийся в эти дни в Германии, отправился туда. На месте мне удалось встретиться с приехавшим на открытие выставки бывшим узником Бухенвальда 83-летним голландцем Альбертом ван Дейком, жителем города Кампена. Он любезно согласился ответить на все мои вопросы и устроил экскурсию по выставке.
- Скажите, господин ван Дейк, почему тема манипулирования нацистами сексуального влечения узников так долго оставалась под запретом?
- Да никакого запрета не было. Просто после войны осталось очень мало свидетелей этих злодеяний, да и люди были слишком заняты своими делами, пытались как-то наладить быт... И еще: они хотели забыть обо всем этом. А потом их становилось все меньше и меньше... Помню, сначала я пытался обсуждать тему "специальных блоков" на встречах с бывшими узниками Бухенвальда, - но никто не хотел говорить со мной. Некоторые из моих бывших соседей по бараку даже говорили, что я ошибаюсь, что этого не было...
- Извините за бестактный вопрос, но я ведь журналист, который хочет сделать объективный репортаж об одной из самых мрачных сторон жизни нацистских концлагерей. Если не сочтете нужным, можете не отвечать. Итак, вы сами были клиентом такого борделя?
- Мне было 18 лет, вокруг меня царили отчаяние и смерть, и вот я влюбился в белокурую проститутку-немку по имени Фрида. Она стала моей первой женщиной...
Официально торговля своим телом была запрещена в Третьем рейхе, однако командование СС создало в лагерях смерти целую сеть борделей для германских солдат, рабочих из оккупированных стран и заключенных. Таким образом оно хотело также предотвратить проявления гомосексуальных наклонностей среди них. С 1942 года в 10 публичных домов на территории Германии, Австрии и Польши были насильно отправлены (по разным данным) от 200 до 300 женщин-христианок. Почти все они были арестованы в своих странах по обвинению в "антиобщественном поведении". И никто не знает, сколько женщин-евреек попали туда...
Впрочем, в самом начале несколько десятков профессиональных "ночных бабочек" и обычных заключенных женского пола вызвались добровольно работать там. Командование лагерей пообещало, что в таком случае их выпустят на свободу через полгода. Их, разумеется, обманули... Впоследствии женщин просто отправляли в бордели прямо с ближайшей утренней переклички по прибытии в лагерь. Их и в самом деле кормили немного лучше, разрешали носить обычную одежду, однако указанная "работа" вскоре превращала большинство из них в полных инвалидов. У многих обнаруживались венерические заболевания, им приходилось делать аборты, а "отработанный материал" становился объектом медицинских экспериментов нацистских врачей. (В этом отношении Равенсбрюк занимал одно из первых мест среди всех концлагерей фашистской Германии, - но это уже другая тема.)
Для интимных свиданий каждой даме выделялась отдельная комнатка. После непродолжительного осмотра клиенту давалось 15 минут, чтобы "полюбить" свою избранницу. И все это время охранники украдкой наблюдали за парочкой из соседнего помещения через специально проделанные в стене отверстия. Они должны были контролировать, чтобы свидание протекало исключительно в лежачем положении, как предписывалось правилами. Как известно, немцы всегда были большими педантами во всем...
Так после напряженного рабочего дня в производственных цехах лагеря женщинам приходилось еще и ублажать заключенных-мужчин. Те платили за услуги две рейхсмарки. Но доступно это было далеко не всем. Обслуживалась в лагерных борделях главным образом "элита", получавшая дополнительный паек. Подавляющему же большинству заключенных такая "роскошь" была просто не под силу - во всех отношениях. Большинство думало главным образом не о сексе, а о том, как бы не протянуть ноги...
- А как вы познакомились с Фридой?
- Как-то меня отправили на уборку в этом "спецблоке". Я еще раньше приметил ее, а тут оказался с ней наедине. Она заметила мое волнение, налила мне стакан шнапса, вставила прямо в рот дымящуюся сигарету, и уже не помню, как мы очутились в ее постели.
- И как же развивались ваши отношения?
- Я попал в лагерь за то, что пытался избежать призыва на принудительные работы и тайком доставлял продукты одной еврейской семье из Кемпена, с которой до войны дружили мои родители. Фрида была первой женщиной, которую я увидел за полгода. Как я уже сказал, до нее у меня не было сексуальных контактов, и ей очень понравилась моя юношеская застенчивость... Сначала она принимала меня просто так, бесплатно, но спустя примерно месяц намекнула, что и ей надо зарабатывать на хлеб. Так что и мне пришлось отдавать ей две рейхсмарки, как другим заключенным. Такая привилегия была далеко не у всех. Мне позволили посещать эту даму поскольку я сидел в лагере как мелкий плут, а не по расовым или политическим мотивам, как подавляющее большинство...
- А были ли у вас еще какие-то привилегии по сравнению с остальными заключенными?
- И еще какие! Например, родители могли посылать мне деньги, которые поступали на мой счет в лагере. Но тратить их я мог только на его территории. С другой стороны, лагерная администрация пыталась извлечь как можно больше выгоды и из своих борделей. Поэтому родственникам некоторых неимущих заключенных выставлялись счета за их "обслуживание" там...
- Как воспринималось существование публичных домов лагерной общественностью, если так можно выразиться?
- Некоторые зэки, главным образом старшего возраста, упрекали молодежь в безнравственности. Мне, например, говорили, что стыдно тратить родительские деньги в борделе. Однако мы находились в среде, где процветали любые виды "бартерного" обмена и сексуальная эксплуатация. Молодые люди обоих полов часто оказывали такие услуги в обмен на лишний кусок хлеба. Речь шла о простом выживании на животном уровне. Ведь все мы жили в ожидании скорого конца. Никто уже не надеялся, на то, что Германия может потерпеть поражение и мы выйдем на свободу. К тому же я был таким юным и наивным, что поначалу думал, что Фрида испытывает какие-то чувства ко мне...
После разгрома нацистского рейха и освобождения некоторые бывшие сексуальные рабыни начали борьбу за возмещение морального ущерба, причиненного им в концлагерях. Однако вскоре они поняли, что ничего не добьются. В послевоенном обществе Западной Европы и США было принято считать, что они пошли работать в публичные дома добровольно. Было немало и таких, которые подверглись остракизму за свое "сотрудничество" с оккупантами. Они опасались расправы - и предпочитали хранить молчание.
Мой собеседник провел меня по выставке в Равенсбрюке, где были убиты или умерли от голода, болезней и медицинских экспериментов десятки тысяч женщин со всех концов порабощенной Европы. Я увидел видеозаписи с воспоминаниями бывших посетителей лагерных борделей и их "обслуживающего персонала", а также настоящие "ваучеры" на посещение "спецблоков".
Я познакомился также с Инзой Эшбах, директором Мемориального музея Равенсбрюка. "Мы стараемся особенно не рекламировать эти видеозаписи, потому что некоторых наших гостей они располагают к вуайеризму, - призналась она. - Поэтому мы предпочитаем опираться на рукописные свидетельства очевидцев и демонстрировать именно их..." По ее словам, сексуальная жизнь нацистских концлагерей стала сюжетной линией в некоторых художественных фильмах последнего времени. В них развиваются самые изощренные сексуальные фантазии, и эксплуатируется тема "непростых отношений" между эсэсовской охраной и ее жертвами.
На выставке можно также увидеть немногие сохранившиеся фотографии "спецблоков", их примитивную мебель в псевдо-тевтонском стиле, вазы того времени с искусственными цветами и предметы сервировки стола, столь контрастирующие с теми ужасами, которые творились на территории концлагерей.
Поделитесь с друзьями
|