» »

Остров каменного дьявола.

         Вандалы повредили памятник древней цивилизации. Нет, речь идет не о талибах, взорвавших статую Будды в Бамьяне. Петроглифы на севере Канады испортили не фанатичные мусульмане и не благочестивые христиане. Главный археолог провинции обвиняет в порче наскальных изображений жителей ближайшей деревни.
Сотрудники местного управления охраны памятников давно добивались дополнительной охраны для наскальных рисунков на острове Каярталик. Их нисколько не удивило известие о повреждении памятника. Остров лежит в часе хода на катере от деревни Кангиксуджуак на Арктическом побережье Канады. В деревне, где живут 500 человек, а островок пользуется дурной славой. Местные жители, инуиты, называют его островом Каменного Дьявола. Инуиты верят, что это нечистое место, что там властвуют злые духи. Храбрецы из деревни иногда специально отправляются на "плохой остров", чтобы портить "дьявольские знаки". Лица высеченные на поверхности скал, вероятно, изображают шаманов, у некоторых из них ясно видны рога. Не нужно иметь буйную фантазию, чтобы прийти к мысли, что этот остров как-то связан с нечистой силой.
Археологи придерживаются другой точки зрения. Специалисты считают, что наскальные рисунки созданы людьми древнеэскимосскои культуры дорсет. Люди этой культуры отличались редкой художественной одаренностью. От них остались замечательные произведения древнего искусства. Люди эти жили в северо-восточной части Канады до тех пор, пока предки современных инуитов не истребили их или не изгнали с насиженных мест.
На острове Каярталик обнаружено более 170 произведений наскальной живописи. Некоторые изображения напоминают маски, другие представляют животных или своеобразные абстрактные знаки. Ученые предполагают, что на острове находилось святилище, и, возможно, на этом месте совершались обряды посвящения юношей в охотники, сопровождавшиеся сложными ритуальными испытаниями.
Культура дорсет относится к периоду с IV века до н. э. по X век н. э. В Канаде все, что существовало до этого периода, называют предорсет, хотя хорошо известно, что культуре дорсет (названной так по имени острова, где происходили раскопки) предшествовали разные первобытные культуры. Но дорсет представляла собой резкий скачок развития, она сильно отличалась от всех более ранних-, культур. В инуитских мифах людей дорсет часто называют тунитами или торнитами, что значило "великаны", потому что они были намного выше ростом, чем малорослые инуиты.
В легендах рассказывается, что туниты жили в больших, подстать настоящим великанам, каменных домах.
Откуда взялась эта легенда, не вполне ясно. Можно предположить, что с появлением великанов-тунитов на Арктическом побережье распространились усовершенствованные способы охоты. В трудных климатических условиях Заполярья выживание племени зависит исключительно от удачной охоты. Значит, более умелые охотники- туниты внесли в жизнь местных племен очень важные изменения к лучшему. Поскольку в полярной тундре земледелие практически невозможно, инуиты тоже живут охотой. Вполне возможно, что именно люди культуры дорсет изобрели куполообразные снежные хижины иглу, а также обложенные дерном полуземлянки, в каких жили эскимосы летом. Племена культуры дорсет жили на обширной территории и, по- видимому, имели хорошо организованную связь друг с другом. Но самое интересное из того, что оставили после себя древние племена, это, несомненно, их художественные изображения. Уже в ранний период на скалах начали высекать рисунки, изображавшие людей и животных. Позднее к наскальным изображениям прибавились амулеты, которые доказывают, что рисунки служили для колдовства или магических ритуалов. Возможно, амулеты принадлежали только шаманам. Потом культура дорсет исчезла, а ее место заняли инуиты туле. В то же самое время начались климатические изменения.
Инуиты племени туле считаются прямыми предками сегодняшних инуитов. В мифах эскимосов имеются свидетельства того, что процесс вытеснения инуитами людей дорсет происходил не всегда мирным путем. В народных поверьях есть отголоски той древней вражды. Не приходится удивляться, что инуиты воспринимают наследие исчезнувшего народа как нечто зловещее, враждебное, непонятное.
Инуиты ненавидят остров Каменного Дьявола и боятся всего, что с ним связано.
Они много раз портили наскальные изображения на острове, рисуя на "языческих образинах" кресты. Археологи понимают, что предотвратить дальнейшую порчу ценных памятников очень трудно. Инуиты не скрывают своей ненависти к "каменным чудищам". Кроме того, появился спрос на сувениры, и это тоже создает крайне неблагоприятную обстановку вокруг памятников культуры на необитаемом острове.
Бывали случаи, когда откалывали куски скал и увозили их на лодке.
Защитникам древнего искусства приходится нелегко. Им долго не удавалось добиться включения наскальных изображений в составленный ЮНЕСКО список объектов всемирного культурного наследия. Но нет худа без добра: после очередного нападения вандалов на неохраняемый остров это наконец свершилось. Но продолжаются споры о том, как защитить петроглифы на острове Каменного Дьявола, ведь им угрожают не только инуиты, но и естественный процесс эрозии скал. Рисунки нанесены более тысячи лет назад на сравнительно мягкий камень - жировик (стеатит), который довольно сильно разрушился за это время. Нужно срочно придумать способ закрепления камня, иначе петроглифы скоро совсем исчезнут, как исчез создавший их народ, для которого они, несомненно, имели большое значение.
Между тем на скалах острова Каярталик находят все больше рисунков, почти неповрежденных, но никакой художественно-исторической ценности не имеющих, - скалы испещрены разноцветными граффити. Рядом с нелепыми рисунками и надписями много следов от ударов топора и кирки, оставленных собирателями необычных сувениров. Отчаянных призывов археологов, похоже, никто не слышит. Остров лежит за пределами национального парка и поэтому не является охраняемым объектом. Кроме того, местные власти считают, что управление островом входит в компетенцию центрального правительства в Оттаве. В столице смотрят на это дело иначе и перекладывают ответственность на руководство провинции в Квебеке. Пока чиновники кивают друг на друга, ценные памятники древней культуры разрушаются.
Археологам не остается ничего другого, как только заниматься просветительской работой среди местного населения. Они уверены, что лица с рогами, высеченные на скалах, - это не лик дьявола, а изображение человека в традиционной одежде. Устрашающие рога могли быть украшением головного убора, как, например, у викингов. Возможно, рогатые шапки были принадлежностью ритуального облачения шамана.
Одними запретами и колючей проволокой все равно не обойтись. А если местные инуиты поймут, что "каменные дьяволы" на острове - это всемирное достояние, то они будут ими дорожить. Они будут гордиться тем, что в их глухомани есть такие достопримечательности, или, по крайней мере, не станут их уничтожать.



Категория: Цивилизации
Просмотров: 1988
Яндекс.Метрика