Земные бактерии на Марсе | Secret worlds
Главная » 2012 » Сентябрь » 6 » Земные бактерии на Марсе
Земные бактерии на Марсе

Корпуса космической техники специально обрабатывают ультрафиолетом, чтобы уничтожить все микроорганизмы. Однако почвенная бактерия Bacillus (сапрофит) оказалась устойчива к такой обработке. Начиная с 2006 года ее неизменно находят на поверхности летательных аппаратов. А значит, наши бактерии могут оказаться первыми колонистами на других планетах!

Земные бактерии на Марсе

Чтобы определить возможность жизни на какой-то планете, следует сначала вычислить ее физические характеристики, а затем заняться поиском биомаркеров. Но для того, чтобы уверенно заявить о наличии на планете микроорганизмов или хотя бы органических молекул, требуются, во-первых, биологические пробы, а во-вторых, доказательства того, что найденные формы жизни не являются земными. Например, микробы с Земли могут запросто угодить на соседний Марс вместе с космической пылью или метеоритами.

К тому же, на Марсе уже побывало около дюжины наших аппаратов. При таком раскладе земные сапрофиты оказались внедренными в марсианскую среду. Если предположить, что на Красной планете есть собственная органика, то не исключено, что "родные" бактерии занялись ее потреблением. Может, потому и проваливаются все попытки обнаружить на Марсе следы жизни? Эту "жизнь" просто "съедают"!

По логике вещей, лишившись пропитания, бактерии с Земли и сами должны погибнуть. Однако недавно команду ученых из Уичитского университета (Канзас, США) в порядке эксперимента смоделировала условия, аналогичные марсианским, для колонии галофилов (земных бактерий, устойчивых к солям). Им "предлагалось" выжить без пищи в условиях крайнего дефицита воды в среде с составом MgSO4 при систематической резкой смене температурных режимов (бактерии попеременно то замораживали, то нагревали).

Что же из этого вышло? У бактерий прекратился цикл размножения, но погибли они не сразу. Правда, исследователи считают, что эксперимент был не совсем "чистым". Во-первых, он проходил при температурах, которые характерны только для умеренных марсианских широт, тогда как в районе экватора амплитуда их колебаний меньше. Например, на Земле в зоне умеренного климата на глубине двух метров обитают так называемые анаэробные бактерии. Во-вторых, бактерии не получали питания, а полное отсутствие пищи в течение длительного периода погубит любое живое существо не только на Марсе, но и на Земле. Да, Bacillus могут существовать без кислорода, но не без еды. И кто сказал, что на Марсе им нечем будет питаться?

Косвенным признаком жизни может служить и кислородная атмосфера. Но на сегодняшний день уровень научных технологий позволяет провести лишь спектральный анализ, выявляющий присутствие в атмосфере тех или иных молекул.

Руководитель научного центра в Аризоне Пол Дэвис полагает, что, если жизнь на Землю была занесена из космоса, то у нас под боком могут существовать другие формы жизни, которые не развивались одновременно с нами — так называемая "теневая" биосфера. Например, это бактерии, которые могут выживать при очень высоких температурах, в кратерах океанских вулканов, в зоне мощного ультрафиолетового излучения, в безводных пустынях, в очень соленой, щелочной, кислой или радиоактивной среде… Одним словом, там, где привычным организмам не протянуть.

Кстати, в прошлом году исследователи из Университета штата Орегон (США) открыли на Земле вид бактерий, способных размножаться, потребляя только углекислый газ и оливин. Что же до кислорода, то он им практически не нужен: этот элемент окисляет железо в поверхностных слоях оливина, что препятствует получению микроорганизмами энергии. Заметим, что именно углекислый газ превалирует в марсианской атмосфере. А оливин является одной из главных горных пород в Солнечной системе, включая Красную планету. По словам ученых, вышеупомянутые бактерии Pseudomonas sp. HerB наиболее распространены у нас на Земле, и их можно обнаружить даже на человеческой коже.

Вероятность "колонизации" бактериями Марса довольно велика, так как в начале космической эры летательные аппараты, держащие курс на Красную планету, вообще не подвергались дезинфекции, а до 2006 года просто не проводилось проверок, способных определить степень стерилизации.

Можно пофантазировать также на тему перерождения "отечественных" бактерий в новые виды и пожирания ими жителей Марса… Но пока человек не ступил ногой на эту ближайшую к нам планету, нельзя делать никаких выводов о ее обитателях. Поэтому гадать о том, есть ли жизнь на Марсе и не сами ли земляне ее туда занесли, придется еще очень и очень долго.

Валерий Качмарик

Понравилась статья? Оставьте Ваш комментарий или поделитесь статьей в социальных сетях.
                                                          И будет Вам счастье!

Дельфины называют друг друга по именам
Работа над текстами майя ускорилась благодаря интернету
Зооморфические каменные головы найдены в Сальвадоре
Помидоры защищают от депрессии
Удивительный архипелаг Раджа Ампат в Новой Гвинее
Сегодня мимо Земли пролетит астероид «Апофис»
Генерал Власов - Штирлиц?
Кодекс вавилонского царя Хаммурапи