Обучение глухих триста лет назад


     Понравилась статья? Оставьте Ваш комментарий или поделитесь статьей в социальных сетях.
                                                          И будет Вам счастье!

Обучение глухих триста лет назад

     В 1660-х годов Александр Пофэм, глухой отпрыск благородного английского семейства, приступил к освоению речи. Его учитель Джон Валлис написал по такому случаю своеобразный учебник, который в 2008 году был обнаружен в поместье Литлкот и тщательно изучен.



   Лингвист Дэвид Крэм из Оксфордского университета, рассказавший о находке на специальном мероприятии Королевского общества, считает, что Валлис намного опередил своё время.

   Так повелось с давних пор, что глухих считали дурачками, идиотами, болванами (собственно говоря, это верно по сей день, когда парализованный, лишённый дара речи человек воспринимается слабоумным, хотя в действительности с интеллектом у него всё в порядке: он всего лишь не может говорить).

   Им не дозволялось составлять завещание или принимать наследство. А проблема была лишь в том — и Валлис это, кажется, понял одним из первых, — что глухих не учили общаться.

   Благородное семейство не могло допустить, чтобы их сын потерял высокий статус, и поэтому пригласило в качестве учителей двух выдающихся людей своего времени, титанов английского Возрождения — музыкального теоретика Уильяма Холдера и математика Джона Валлиса (кстати, именно он ввёл знак ∞).

   Успех был потрясающим: Александр научился не только общаться, но и говорить (увы, неизвестно, насколько хорошо), стал знаменитостью и был представлен ко двору. Дело кончилось тем, что он женился на дочери одной из самых блестящих интеллектуалок своего времени и был покровителем философа Джона Локка. Репутация семейства оказалась спасена.

   Впоследствии между Холдером и Валлисом разгорелся спор о том, кому из них удалось разговорить глухого. Холдер был первым, и поэтому под его руководством Александр, по-видимому, начал произносить первые слова. Но г-н Крэм делает вывод о том, что ученик повторял за учителем как попугай.

   Судя по рукописи в кожаном переплёте, именно Валлис осознал, что речь и общение не равны друг другу. Иными словами, способность производить звуки не гарантирует, что тебя поймут. И наоборот: глухие могут общаться, но прежде, чем учить их речи, надо понять их самих, установить с ними контакт. Результатом стал примитивный символический язык — далёкий прообраз сегодняшнего.

   Книжечка содержит подробное описание вокальной артикуляции, геометрические фигуры и символы, упражнения по фонетике, синтаксису и построению фраз.

   Валлис, конечно, не был первым. За сотни лет до него монахи бенедиктинского ордена, дававшие обет молчания, выработали собственный язык жестов, на основании которого в Испании предпринимались попытки научить глухих общаться.


Валерий Качмарик
Загадки истории 3039
Яндекс.Метрика