Боги Америки. Ометеотль.

       Это - один из наиболее великих, древних и загадочных богов нагуа. В гимне, посвященном ему, сказано:

Мать богов, отец богов, старый бог,

распростертый в центре земли,

заключенный в бирюзовую темницу.

Тот, который находится в водах цвета голубой птицы,

тот, который скрыт облаками.

Старый бог, который живет среди теней из мира мертвых,

Господин огня и года.

Здесь подчеркивается двойственность, дуальность Ометеотля: он и мать, и отец богов. В то же время он присутствует не только в центре земли (читай - Вселенной?), но и в воде, воздухе, в царстве мертвых, а также повелевает огнем и временем.
В другом тексте содержится намек на то, что идеи разрабатывал, по-видимому, жрец Кецалькоатль:

И рассказывают, и говорят,

что Кецалькоатль, взывая, делал своим богом

нечто в глубине неба. К той, у которой юбка из звезд, к тому,

кто заставляет светиться вещи.

Госпожа нашей плоти, Господин нашей плоти;

та, которая одета в черное, тот, который одет в красное;

та, которая поддерживает землю, тот,

который покрывает ее хлопком.

И туда обращал он свои призывы, как было известно,

по направлению к месту дуальности, месту

девяти перекладин, из которых состоит небо...

Двойственная основа мира, соединение в верховном боге и женского, и мужского начала, позволяет предполагать дальнейшее порождение новых сущностей, новых богов. Правда, двойственность мира предстает более поэтической, чем натуралистической, ибо Госпожа плоти связывается с ночью, звездным небосводом, подземельем, а Господин плоти - с днем, солнечным светом, растительностью и плодородием полей.
В данном тексте говорится о девяти небесах, но чаще всего их насчитывали тринадцать. Согласно верованиям ацтеков, на тринадцатом небе находится владыка мира Ометекутли. Однако в этих более поздних представлениях философские идеи жреца Кецалькоатля выхолощены и упрощены. У ацтеков главным воплощением Ометекутли был Тонакасиуатли («Владыка нашего существования»), имевший жену Тонакасиуатль, которые являлись и творцами мира, и пер-вопредками людей.
Надо заметить, что до нас дошли только сравнительно поздние предания, в которых верховный жрец Кецалькоатль предстает мифическим персонажем, а на его представления о мире и человеке накладываются более поздние взгляды, нередко опровергающие его идеи. Восстановить истину в таких условиях чрезвычайно трудно, и это - дело специалистов.







Просмотров: 1219
Яндекс.Метрика