Обнаружен самый древний орнамент

В конце XIX века голландский палеонтолог обнаружил на востоке острова Ява несколько ракушек, а также кости человека прямоходящего (Homo erectus). В 1930 году предметы были исследованы специалистами и помещены в коробку, которая все это время хранилась в музее Лейдена в Голландии.

Недавно ученые при осмотре ракушек обнаружили на одной из них отметины, которые, по словам исследователей, были искусственного происхождения. Ученые полагают, что зигзагообразный орнамент был создан Homo erectus около 500 тыс. лет назад.

«Это действительно удивительная находка, способная перевернуть наше представление о первых представителях рода Homo», - говорит Ник Бартон, археолог из Оксфордского университета.

Ранее считалось, что самые ранние рисунки были созданы людьми в южной Африке 100 тыс. лет назад. В прошлом месяце также сообщалось о еще одной необычной находке – рисунке, созданном неандертальцами в пещере в Гибралтаре.

По словам палеонтологов, вид Homo erectus появился в Африке около 2 млн. лет назад. Следы его существования были найдены на обширной территории, в том числе, на индонезийском острове Ява. Считается, что этот вид исчез около 140 тыс. лет назад. Некоторые ученые полагают, что Homo erectus является прямым предком Homo sapiens и неандертальцев.

Об орнаменте на ракушке так никто бы и не узнал, если бы не биолог Жозефина Журденс из университета Лейдена, которая решила исследовать, как H. erectus использовал морские ресурсы в Триниле, месте, расположенном на расстоянии 80 км от Яванского моря. Ей удалось найти только раковины пресноводных моллюсков, имевшие небольшие отверстия диаметром всего несколько миллиметров, которые были сделаны острым предметом.

Вероятно, H. erectus использовал зубы акул для вскрытия раковин. На одной из раковин ученые случайно заметили зигзагообразный орнамент. Его было сложно заметить. Рисунок можно было увидеть только под определенным углом.

Орнамент имел несколько бороздок длиной 1 см каждая. Отсутствие зазоров говорило о том, что автор уделил большое внимание деталям. С какой целью был сделан рисунок, остается загадкой.

Поделитесь с друзьями