Умыс
Умыс
Давным-давно был один аул. На самом его краю притулилась избушка с окнами, обтянутыми брюшиной, и c крышей, крытой соломой. Хозяином избушки был, говорят, старый пастух по имени Яф. Из года в год пас овец. Его жена, старуха Ишсултан, рано утром будила Яфа. Кормила, поила и провожала его. Потом садилась за прялку и целый день пряла шерсть. Так они жили-поживали. На старости лет Ишсултан родила мальчика. И назвала его Умысом. Через три года на аул напало вражеское войска, Старика враги убили, а овечью отару угнали. Старуха Ишсултан с горя заболела. Слегла и больше уже не вставала. Умерла. Умыс рос сиротой. Кормился как попало. Ночевал, где заставала ночь. Повстречался ему на дороге старик, который вел жеребенка-двухлетку. Очень понравился У мысу жеребенок. И он спросил: – Продашь жеребенка, бабай? – Продам,– ответил тот,– цена столько-то рублей. Умыс обрадовался: – И денег у меня как раз столько. На, получай. Купленный жеребенок оказался очень сметливым, и молодой его хозяин подружился с ним. Стал Умыс отменным егетом, а жеребенок боевым конем стал. Как-то раз Умыс, взяв лук и стрелы, отправился верхом на охоту. И вдруг увидел: посреди поляны горит стог сена. А на стогу в отчаянии мечется девушка, охваченная огнем. Пришпорив коня, Умыс поскакал к стогу. На всем скаку схватил девушку. А она, обернувшись змеей, обвила его тело. Потом снова приняла человеческий облик и сказала: – Ты, егет, спас мне жизнь, за это я тебя отблагодарю. Следуй верхом за мной: куда я, туда и ты. Сказала и обернулась змеей, поползла быстро. За ней поехал Умыс. И добрались они до расщелины в земле. Вошли туда. И тут змея опять превратилась в девушку, сказала: – Егет, сейчас мы спустимся под семь слоев земли. Там змеиное царство моего отца. Во дворце увидишь его и моих сестер. Как только ты туда войдешь, сестры спросят: -Уф-ф, человеческим духом пахнет, кого ты привела?» Но ты их не бойся. Потом войдем к отцу. Ты попроси у него старый чекмень, старую шапку, старые сапоги, старую саблю. Не захочет он отдать их, а ты настойчиво повторяй, что кроме этих вещей тебе ничего не надо. Спустились они вместе под землю. И оказались, говорят, перед золотым дворцом. Нигде у дворца не было Дверей, со всех сторон сверкал золотом. Девушка подошла к дворцу и нажала на пуговку величиной с горошину – дверь отворилась, и они вошли внутрь. Сестры девушки загомонили: – Уф, уф-ф, человеческим духом пахнет! Кого ты привела? – Этот егет спас меня,– ответила девушка.Затем она привела Умыса к отцу и сказала: – Отец, я попала в большую беду и думала, что погибну, но этот егет спас меня. Отец ответил: – Коль так, дам ему столько золота и серебра, сколько захочет. Умыс возразил: – Ни золота, ни серебра, бабай, мне не надо. Дай мне свой старый чекмень, старую шапку, старые сапоги и старую саблю. – Нет, сынок, не дам этих вещей,– заупрямился старик. А Умыс повторил: – Не надо мне золота-серебра. Дай, что просил, не дашь – уйду ни с чем, И тогда заплакала, взмолилась девушка: – Отдай, отец! – Ладно, сынок, возьми. Только береги их пуще жизни. Отдал ему старый чекмень, шапку, сапоги и саблю. Когда отдавал, слезы так и лились, говорят, у царя из глаз. Попрощался Умыс с ним и, забрав вещи, ушел. Вслед за ним пошла девушка. Проводила до выхода на белый свет. Когда расставались, девушка, улыбаясь, спросила: – Ну, егет, для чего же ты выпросил эти старые вещи? – Сама же так велела,– ответил Умыс. Девушка объяснила: – Польза от этих вещей будет большая: наденешь чекмень – тебя стрелы не ранят; наденешь шапку – тебя никто не увидит; сапоги наденешь – одним шагом достигнешь нужного места; если взмахнешь саблей – на сотню верст огонь взметнешь. Девушка попрощалась и скрылась. Ехал Умыс, ехал и увидел четырех путников. Тут он вспомнил про старую шапку, решил надеть ее. Привязал коня к дереву, подошел к этим людям, спросил: – Эй, вы меня видите? А те в ответ: – Нет, не видим. Поверил тогда Умыс, что шапка будет ему полезна. Поехал дальше. Ехал месяц, ехал год, через дремучие леса, пересекая горы, переплывая реки. И оказался в другом царстве. Добрался до города, где жил царь. И зашел он, говорят, в дом, стоявший на окраине этого города. Хозяйка дома старушка накормила его, напоила. Егет здесь немного отдохнул. Потом спросил у старушки: – Как дела, хорошо ли в вашей стране? Старушка в ответ: – Раньше хорошо было. А как царевна выросла и стала девушкой, кто-то каждую ночь стал похищать ее, а под утро возвращать. Стражникам не удается следить за царевной. Поэтому им рубят головы. Умыс тогда говорит: – Коль так, бабушка, я попробую подкараулить. Иди, скажи об этом во дворце. Эти слова Умыса старушка передала приближенным царя, а те уже сказали самому царю. Чтобы доставить Умыса, царь велел снарядить лучший экипаж. Оставив своего коня у старушки, Умыс в царском экипаже отправился во дворец. Когда туда приехал, его повели в комнату, где находились сорок девушек. Все были одеты одинаково, друг на друга, как две капли воды, похожи. Указали ему на одну из них – дочь царя. Вечером девушки поиграли в разные игры, повеселились и легли спать. Умыс, надев шапку-невидимку, стал следить за ними. Вдруг дверь открылась. Вошел очень красивый егет. Как только вошел, сразу же рассеял по комнате какой-то порошок. Умыса стало клонить ко сну. Красивый егет разбудил царевну и увел с собой. Умыс последовал за ними. Только собрался тот егет взлететь в высь вместе с девушкой, как Умыс начал размахивать в их сторону саблей, которую дал ему старик, отец девушки-змеи. Каждый взмах сабли взметал огонь. Тот егет понял, что не уберечься от такого огня и, оставив девушку, бежал. Умыс привел девушку домой. Царские стражники увидели, что девушка на месте, и обрадовались. Пошли к царю поделиться радостью. Тогда царь велел, говорят, Умысу еще несколько дней караулить девушку. Опять наступил вечер. Сорок девушек играли, смеялись. Потом легли спать. Когда весь дворец утих, Умыс надел шапку-невидимку, повесил на пояс саблю и стал караулить царевну. Немного погодя появился тот егет. Как только вошел, рассеял порошок, подошел к царевне, погладил ее по щеке. Девушка заулыбалась и проснулась. Взявшись за руки, они ушли. Умыс последовал за ними. Как только тот егет собрался взлететь, Умыс смахнул саблей. Не смог красивый егет выдержать огня, извергаемого саблей. Оставил девушку и скрылся. Умыс опять, привел ее домой. Под утро пришла стража. Увидев, что девушка дома, солдаты обрадовались. Семь ночей караулил Умыс девушку и семь раз отбивал ее от егета-похитителя. Наконец тот перестал появляться. Призвал царь Умыса к себе и сказал: – Дочь мою отдаю тебе, ты станешь теперь моим зятем, и пусть мое царство и все богатство будут твоими. Разослал царь во все концы гонцов звать народ на свадьбу. Вскоре после шумной богатой свадьбы Умыс был провозглашен царем. После того, как Умыс стал царем, тот проклятый егет-похититель царевны начал против него войну. Он был сыном царя дэвов. А среди людей являлся в облике красивого егета. Умыс собрал войско и во главе его отправился воевать. Как черная туча, наступало войско дэвов. Навстречу ему выступил сам Умыс, надев чекмень, шапку, сапоги и обнажив саблю. Размахивая чудесной саблей, выжег огнем все вражеское войско, а солдаты Умыса остались невредимыми. Когда Умыс возвратился во дворец, жена как будто радовалась его победе, а на самом деле была очень огорчена поражением войска дэвов. Лежа с Умысом в постели, она стала допытываться, каким чудом ему удалось победить. На другой день он опять пошел воевать. Опять уничтожил молниеносной саблей войско дэвов, которое наступало подобно черной туче. Встретили Умыса во дворце тесть и теща торжественно. А жена все допытывается, каким чудом победил он самое могучее войско. Когда легли спать, жена своими расспросами вывела его из терпения, и он, чтобы отвязаться, сказал: – Все дело в моей лопате. С ней могу сделать все, что хочу. Умыс уснул. Тогда жена вышла из комнаты и через своих людей сообщила любовнику, что секрет победы ее мужа, оказывается, в лопате и что эту чудесную лопату надо подменить простой лопатой. Слуги царевича дэвов подменили. На другой день Умыс опять отправился воевать. Опять одержал победу над войском дэвов. Но домой сразу не вернулся. Лишь через несколько дней возвратился. В честь победы народ устроил праздник. Жена же, притворившись обиженной, еще более настырно стала допытываться тайны Умыса. Так доняла его, что тот открыл тайну: – Моя воинская сила – старый чекмень, старая шапка, старые сапоги, старая сабля. Жена поинтересовалась: – На что же они пригодны? – Чекмень этот не пробивают стрелы, шапка делает меня невидимым стороннему глазу, сапоги по моему велению доставляют в нужное место, сабля огонь мечет,– объяснил он. Хитрая жена, когда Умыс уснул, переслала его чекмень, шапку, сапоги, саблю сыну царя дэвов, а Умысу подложила другие. На следующий день отправился Умыс на войну. Войско оставил, как и прежде, на позициях и стал воевать один. Однако сапоги и шапка, и сабля не проявляли чудесных свойств. Тем временем дэвы схватили Умыса и повели к своему предводителю. Сын царя дэвов спро-сил у Умыса, какой смертью желает умереть. Умыс ответил: – Тело мое разрежьте на куски, заверните в белый саван, зашейте и, привязав саван к тороке седла, отпустите коня. Конь привезет в родимую сторонку, земляки достойно меня похоронят. Разрезали, говорят, тело Умыса на куски, завернули, как он сам пожелал, в белый саван и зашили, потом привязали к тороке седла, хлестнули коня, и конь помчался прочь. Но конь не отвез кусочки тела Умыса на родину, а остановился на поляне, где когда-то горел стог сена, и стал, говорят, вокруг траву пощипывать. А тот сын царя дэвов завладел страной, которой правил Умыс. Жену Умыса взял себе в жены, а ее родителей заточил в тюрьме. Случилось так, что там, где остановился конь Умыса, появилась та дочь царя змей – девушка, спасенная ом из огня. Она узнала его коня, быстро развернула саван и увидела, что тело Умыса изрезано на куски. Не долго думая, превратилась в змею и поймала вороненка. Тотчас после этого обернулась девушкой. Ворона стала умолять освободить птенца. Девушка согласилась с таким условием: – Вот тебе два пустых пузырька, я их привяжу к твоим ногам. Взлетев в небо, ты издалека увидишь два озера. Они находятся рядом и между ними лежит стражник. Долети до стражника, сбрось вот эти два самородочка золота. Как только стражник отойдет в сторону, чтобы поднять золото, быстро набери из обоих озер воду в пузырьки. Полетела ворона в сторону озер. Долетев до стражника, сбросила один золотой самородочен. Когда же стражник, подняв золото, удивленно его рассматривал, ворона сбросила еще один самородочен и, как только стражник пошел за ним, зачерпнула отдельно из двух озер в пузырьки воду и улетела. Прилетела к девушке, та взяла пузырьки и освободила вороненка. Затем она мертвой водой из первого пузырька обрызгала изрезанное тело У мыса. Изрезанные части тела соединились вместе и тело приняло первоначальный вид. Живую воду из другого пузырька она вылила Умысу в рот. Тогда Умыс ожил, поднялся и молвил: – Ай-хай-хай, как долго я спал. Девушка ответила: – Долго же ты спал, дурья голова! Увидев девушку, Умыс удивился. Потом вспомнил, как был казнен. Поведал, что приключилось с ним. Она же подумала, как помочь Умысу вернуть похищенные у него вещи, и предложила: – Раз так, научу тебя двум волшебным молитвам-заклинаниям: запоминай слово в слово. Только произнес Умыс первое заклинание – превратился в селезня; произнес другое – снова стал человеком. Тогда девушка посоветовала: Ты поезжай к тем дэвам. Изменница-жена с царевичем-дэвом каждое утро выходят на берег озера. Заведешь заранее в камыши этого озера коня, а сам, произнеся заклинание, превратишься в золотого селезня и поплывешь по озеру. И тогда тот царевич-дэв увидит тебя. А ты нарочно подплыви поближе к берегу, и он подумает, что ты смирный селезень. Снимет сапоги, чекмень, шапку, саблю и зайдет в озеро, чтобы поймать тебя. Как только станет приближаться, ты тихонько отплывай, заманивай его все дальше и дальше, потом быстро взлети и опустись около чекменя, шапки, сапог и сабли. Превратись в человека и хватай саблю. Поблагодарив и попрощавшись с девушкой, Умыс вскочил на коня и в путь: через леса, горы и реки. Когда к ночи добрался до того озера, завел коня в камыши. Сам же, произнеся заклинание, превратился в золотого селезня и поплыл по озеру. Утром царевич-дэв вместе с женой пришли на берег озера. Говорит этот царевич: – Смотри, как тихо золотой селезень плывет. Поймаю его. Раздевшись, полез в воду. Но селезень отплывал все дальше и дальше, заманивая его. Жена шла по берегу озера в ту сторону, куда отплывал селезень. И тогда золотой селезень вдруг вспорхнул и прилетел к тому месту, где дэв оставил одежду: шапку, чекмень, сапоги н саблю. Произнес заклинание, превратился в человека, оделся и схватил саблю. Крикнул: – Теперь вы в моих руках! Они сдались и были доставлены в тюрьму, а потом судимы и казнены. Став снова царем, Умыс недолго правил страной. Решил: -Чем быть на чужбине султаном, лучше жить на родине ултаном»*. Вернулся, говорят, на родину. |
|
Башкирские сказки 1620 |