Ведические притчи

Ведические притчи

     Корни ведического знания уходят в далёкое прошлое. Его исток — это начало духовного восхождения человечества после Вселенского потопа, времени, когда люди «не искали, но ведали богов» (Ригведа).

Самые древние сведения об основах ведического учения мы обнаруживаем в священных книгах Индии (Ригведа) и Ирана (Авеста). Известно, что древне-ведическое учение существовало в Ариаие (Иране) уже в IV тыс. до н.э.

Последователи зороастризма утверждают, что основы древневедического учения записывались на шкурах животных на древнеарийском языке много тысяч лет тому назад, но затем были безвозвратно утеряны. Однако, само учение передавалось изустно за многие тысячелетия до появления Ригведы и Авесты.

Ригведа была записана индоарьями в 14 в. до н.э. Она состоит из 1017 священных гимнов, каждый из которых содержит в среднем 10 строф.

Первостепенное значение в ведах придаётся молитве, формуле призыва; великая вера в призывную и созидательную силу Слова подкрепляется могучим движением души или сильным порывом воли.

Гимны вед написаны особым метрическим стихом, который превращается при богослужении в песню-молитву. Песнопения во время богослужения приводят человека в состояние благости и вдохновения, в результате чего происходит трансформация всего человеческого существа и слияние его с энергиями любви, добра и благоденствия.

В Ригведе, среди жертвенных песен и молитв к Агни, Индре, Варуне, Соме, Савитару, Сурье и Арьяману (самым почитаемым ведическим богам или божественным началам) есть гимн, посвящённый Единому Богу-Отцу Праджапати — Создателю Вселенной, «единственному владыке всего движущегося»:

Тот, кто даёт нам жизнь, тот, кто даёт нам мощь,
Тот, чьим велениям послушны все боги,
Чья тень — бессмертие, кто сам же и смерть,
Кто тот Бог, которого мы чтим жертвоприношениями?

Он, создавший ясное небо, крепкую землю,
Сияние мира и свод небесный
Измеривший свет сквозь эфирные пространства,
Кто тот Бог, которого мы чтим жертвоприношениями?

Этот гимн свидетельствует о чистоте понимания Единого сущего. «Индра, Митра. Варуна, Агни, так именуют Его, а он — златоперистый Гарутман. Мудрые говорят о Едином, как о многих» (Ригведа I, XIV, 46).

Какие же качества Единого сущего более всего почитались в ведическую эпоху?

Большинство гимнов в Ригведе посвящено Индре — «царю вселенной» (корень слова на санскрите означает «сила», «плодородие»). Его эпитеты: «асура», «добрый», «даритель», «щедрый».

Индра порождает солнце, небо, повелевает потоками. Главная его заслуга — победа над Вритрой, в сакральном смысле означающая победу космического динамического начала над костным хаосом; результатом этой победы явилось устроение ведийского (просвещённого) мира на широких пространствах. По отношению к ариям («благородным») Индра дружелюбен, щедр и всегда готов прийти на помощь.

Важное место в Ригведе отводится Варуне — охранителю Истины и справедливости. Он — воплощение мирового порядка, истины, хранитель высшего закона и гарант законносоответствия в мире. Примечательно, что только Индру и Варуну называют «вседержителями», теми, кто «сотворил мир и удерживает его» (Ригведа IV 42,3 VIII 41,5).

Вместе с Митрой Варуна моделирует правовой аспект космоса. К людям он строг и защищает их от злого начала; он сторожит их мысли, выступает против несправедливости, смерти, колдовства и отпускает грехи (Ригведа II 28,6).

Из этого мы можем сделать вывод, что высочайшими принципами, положенными в основу создания нашего мира, древние, арии считали космическое динамическое начало, действующее по принципам истинности, добра, справедливости, мудрости и просвещённости.

Более ста гимнов Ригведы посвящено Агни. Основная его функция — посредничество между Богом и людьми. Он «священный, живой, вездесущий, очень лёгкий, наблюдает за всем на свете, правит законом». Его эпитеты — «знаток всех существ», «принадлежащий всем людям» (Ригведа X 45,2). Одним словом — Дух Святой. Гимн Ригведы взывает к Агни:

В человеке есть бессмертная часть, её-то, о, Агни, согрей твоими лучами, воспламени твоим огнём!

В более поздних священных книгах индуизма Агни — это всеобъемлющее начало, пронизывающее мироздание, «свет, присутствующий внутри человека» (Упанишады).

Значительное место в ведийском пантеоне отводится Соме — «очищающему», «небесному», «первотворцу Вселенной», «всевозбуждающему»; Савитару — символизирующему принцип стимулирования, устремлённости, «мудрейшему из мудрых»; Сурье — «всевидящему оку богов», основная функция которого излучение и сияние, которым он озаряет мир. Сурья — «столп Земли», «сын Неба»; он излечивает при помощи медовой терапии.

Вместе с Митрой и Варуной часто упоминается Арьяман («дружественность», «гостеприимство»). Он благосклонен к людям, дарует им процветание, объединяет их, заставляет каяться и искупать свою вину. К адитьям относится также Бхага, символ счастья, доли, богатства.

Следует отметить, что в поздневедийский период фактически был устранён космогонический динамический аспект божественных начал, отражавших качества Единого Бога, а сами они персонифицированы в мифах и легендах как боги или герои, наделённые различными человеческими качествами.

Одним из богов, упоминаемых в Ригведе, является Митра (авест. «договор»). Чаще всего он образует пару с Варуной — «охранителем истины и справедливости», которая рассматривается как нечто единое. Митра «заполняет воздушное пространство, удерживает небо и землю, охраняет оба мира и карает за грехи» (Ригведа IV 15,2; III 59,8). Основная его функция — объединение людей в особую социальную структуру и установление договора с ними, который соотносится с универсальным космическим законом. Позднее Митра вошёл в авестийский пантеон богов как покровитель мирных, доброжелательных отношений между людьми.

Так какому же богу поклонялись наши предки? Какие божественные качества ценили и проповедовали более всего?

Опираясь на духовное учение, принесённое ариями в Индию и Иран, можно сделать вывод, что поклонялись они Единому Сущему Богу, ведая о духе святом, который идентифицировался со священным живым огнём.

Руководствовались же они Высшим Божественным Законом, который предписывал чистоту помыслов, просвещённость, устремлённость, мудрость, справедливость, дружественность, провидение и единство.

К более поздним священным ведическим книгам относятся Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа (10-8 вв. до н.э.); их называют «свитой» Ригведы. Состоят они из гимнов и изречений, употребляемых при богослужении, а также из различных поэтических произведений.

Просмотров: 2021
Яндекс.Метрика