Месопотамия
Месопотамия Как выглядели жители Междуречья, какую одежду носили, любили ли слушать музыку? Ответы на эти вопросы можно найти, внимательно присмотревшись к дошедшим до нас рельефам во дворцах ассиро-вавилонских владык. Изображения музыкальных сцен на рельефах Передней Азии являются косвенным свидетельством того, что музыка занимала важное значение в жизни этих народов. Ассирийцы использовали различные музыкальные инструменты: лира, лютня, флейта и ручной барабан. Идеалом ассиро-вавилонской красоты была солидность и массивность. Они, в отличие от стройных и изящных египтян, изображали себя массивными и неуклюжими, с мощной мускулатурой. Шумерские памятники сохранили для нас тип самой древней мужской одежды, так называемой каунакес, который заменил одежду из кожи животных и часто имитировал мех. Любовь к меху сохранилась и у ассирийцев. Их плащи, украшенные шарфами и накидками, первоначально также были отделаны мехом, который позже стали заменять бахромой. Национальной одеждой ассирийцев была рубашка. У простого народа она доходила до колен и подвязывалась кушаком, богатые люди носили разноцветную рубашку до пят и внизу украшенную кистями. Шарфы с бахромой носили только сановники. Посох, служивший вначале символом царской власти, позже стал употребляться всеми знатными людьми. Особое внимание уделяли ассирийцы убранству волос: причёске, бороде, усам, бакенбардам. Правители носили длинные волосы, часто собранные в пучок. Бороду и усы тщательно завивали. В бороду вплетали золотые нити, брови чернили, а лицо белили и румянили. Ассиро-вавилонская мебель проста и массивна, в ней нет мягких, динамичных линий, которые использовали египтяне. В жилищах были стулья, табуреты, парадные троны, кушетки, скамьи, балдахины. Ассиро-вавилонский орнамент богат изображениями фантастических зверей и растений. Плавали ассирийцы на простых лодках, которые плелись из крепких прутьев, обтягивались кожей и имели круглую форму. Кроме лодок были у них и плоты, с кожаными, наполненными воздухом мехами. Геродот нашёл корабли Междуречья самым удивительным из того, что он увидел в этой стране. Правители возводили свою власть к богам, и вся духовная культура Шумера была пронизана религиозным мировоззрением. Она всецело определяло развитие зодчества и изобразительного искусства Древнего Двуречья. Храм божества-покровителя, в сооружении которого принимали участие все жители, занимал центральное место в городе. Обычно его строили из необожженного кирпича-сырца на высоком искусственном холме. Массивные стены здания расчленялись по вертикали чередующимися выступами и нишами. Внутри храма находился открытый дворик, откуда можно было попасть в узкие и длинные залы со сводчатыми перекрытиями. Особую роль в шумерской архитектуре играли ступенчатые храмы - зиккураты (что означает "дом горы"). Один из таких храмов - зиккурат бога луны Нанны в Уре (XXI в. до н. э.) - стоял на платформе десятиметровой высоты. В его основании лежал прямоугольник размерами 65x43 м. Над ним поднимались три ступени, которые увенчивал небольшой храм, облицованный голубыми изразцами. Ступени зиккурата были связаны между собой лестницами. В дни торжественных празднеств тысячи зрителей созерцали процессии жрецов, которые под звуки музыки поднимались по лестницам к храму. |
|
Просмотров: 4108 |