Плоты каменоломен Асуана
Плоты каменоломен Асуана Учёные выяснили, как древние египтяне доставляли гигантские каменные обелиски, высеченные в каменоломнях Асуанского карьера, к Нилу. Геологи помогли археологам составить карту древнего канала, который заполнялся водой во время разлива великой реки. Американские геологи помогли египетским археологам обнаружить в Асуанском карьере древний канал. По предположениям экспертов, учёные, работавшие на участке с 2002 года, обнаружили часть водного пути древних египтян, который они использовали для переправки каменных блоков и даже готовых памятников. Кроме непосредственно канала, археологам удалось обнаружить настенные надписи, сделанные, вероятно, рабочими карьера. Археологи и историки уже давно выдвигали предположение, что древнеегипетские рабочие перемещали строительный материал до места назначения, используя водные маршруты. Доказательства этой гипотезы можно найти в художественной культуре египтян – часто встречающиеся рисунки, изображающие такой способ перевозки массивных объектов. Нередко древние художники рисовали рабочих, стоящих на некоем подобии барж и лодок, на которые грузили статуи или обелиски. Кроме того, предыдущий опыт раскопок показал, что подобные каналы действительно существовали, и некоторые из них даже удалось обнаружить недалеко от пирамид Гизы и Храма в Луксоре. Обнаруженный канал является первым свидетельством существования подобных объектов на гранитных каменоломнях Асуана. Это необычайно важный факт, поскольку почти все обелиски, найденные на территории Луксора или Карнака, были высечены именно в этом месте. Как отметил один из участников исследования, профессор геологии из Университета штата Пенсильвания Ричард Паризек, это открытие позволяет говорить о том, что множество памятников архитектуры и монументальной скульптуры вообще не перевозилось по земле. Вместо этого египтяне использовали другую доступную им дорогу – Нил. По словам непосредственного руководителя исследования, инспектора Высшего совета по древностям Египта Аделя Келани, самые большие обелиски могли весить до 50 тонн. А самый крупный незаконченный обелиск весом более тысячи тонн также находится в Асуанском карьере. Древние строители не стали вырубать нижнюю часть обелиска, поскольку по поверхности объекта побежали трещины, однако если бы он был закончен и извлечен, его размеры составили бы 42 метра в высоту со стороной основания около 4.2 метра. Общий вес обработанного камня оказался бы равен 1168 тоннам, и это был бы самый тяжелый обелиск Древнего Египта. «Мы долго подозревали, что в Асуане должен был находиться канал, связывающий Нил с участком карьера, где обрабатывался гранит, и замечательно, что нам, в коне концов, удалось это сделать», – отметила знаменитый египтолог Салима Икрам из Американского университета Каира. По её словам, существование каналов и водного пути объясняет скорость застройки древних памятников: «Если бы они использовали ролики и тягловую силу, строительство занимало бы гораздо больше времени». Эксперты считают, что канал заполнялся водой в результате ежегодного разлива Нила. Рабочие, вероятно, дотаскивали объекты до плотов перед началом разлива, а затем плоты двигались по реке сами, подгоняемые водами реки. Вероятно, сам канал был не полностью рукотворным, скорее всего, он являлся естественной расщелиной в граните карьера. Именно это и позволило выявить водную артерию геологическими методами. Рабочие лишь расширили расщелину, увеличив ее функциональность. Сейчас археологи находят сколы на поверхности канала, что говорит о вмешательстве человека. Как рассказал Келани, канал был обнаружен практически случайно, при подготовке карьера к туристическим посещениям. В ходе этих работ геологи и археологи нашли небольшие траншеи на глубине чуть более 8 метров. Ширина траншей составляла 2,5 метра. Вначале рабочие посчитали траншеи частью большего канала, однако раскопки пришлось прекратить из-за присутствия в углублениях грунтовых вод. В результате, для безопасности большая часть объекта была засыпана гравием. «Мы были не в состоянии выкачать воду, поэтому мы оставили участок в таком состоянии, так и не открыв его для посещений туристов», – рассказал Келани. Археологи вернулись в раскоп только в 2004 году с намерением провести щадящие научные тесты. В частности, им удалось провести серию сейсмических исследований. Кроме того, команда учёных проверила подземную температуру участка, предполагая, что долина канала будет отличаться низкими температурами из-за присутствия грунтовых вод. Оба метода продемонстрировали, что эта аномалия действительно существовала», – отметил геолог Паризек. Учёным удалось нанести на карту около 140 метров канала, однако дальше им продвинуться не удалось: раскоп проходит по линии современного шоссе и упирается в мусульманское кладбище. Исследователи предполагают, что, поскольку участок находится всего в двух километрах от Нила, то, по мере приближения к главной водной артерии страны, он расширяется и становится более глубоким. Кроме самого канала, археологи обнаружили настенные надписи, свидетельствовавшие о работе на карьере. На изображениях видны силуэты страусов и дельфинов, которые представляют огромный интерес для историков. В то же время, при дальнейшей очистке каменные барельефы могут серьезно пострадать во время разливов Нила. Сейчас археологи решают, каким образом они будут спасать древний канал и находящиеся там примеры изобразительного искусства. Результаты работы уже были представлены на Второй международной конференции по геологии королевства Тетир в Каирском университете этим летом, но полный отчет о раскопках будет опубликован лишь в следующем году. |
|
Просмотров: 2759 |