Таинства Православной Церкви.
Церковь называет таинствами священнодействия, в которых таинственно проявляется благодать Святого Духа — спасающая сила Божия. Всего в Православной Церкви существует семь таинств — крещение, миропомазание, покаяние (исповедь), евхаристия (причащение), брак, священство (рукоположение) и елеоосвящение (соборование). Церковь возводит установление таинств к Самому Христу.
Другие обрядовые церковные действия — молитвы и богослужения, которые имеют целью обретение благодати, — из-за грехов просящего или по высшему промыслу могут остаться без отклика Бога. В таинствах благодать подаётся неизменно. Но чтобы принять эту благодать, необходимо личное усилие человека. Благодатная сила, подаваемая в таинстве, лишь залог спасения, хотя и надёжный, достаточный залог. Он ничем не стесняет свободную волю человека, но не заменяет личных усилий и легко может уподобиться таланту, зарытому в землю нерадивым рабом. «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется...» (Мф. 11.12): если верующий не побуждает себя к жизни по Христу, залог спасения может и пропасть. Святитель Тихон Задонский предупреждал, что «можешь и причащаться постоянно, и не спасаться. Можешь быть крещёным, а вода останется водой», не став купелью возрождения человека для вечной жизни с Богом. В Православной Церкви совершать таинства могут только епископы и священники, но священнослужитель лишь представляет Церковь — священнодействует она сама, а подлинно совершает таинства Бог. КРЕЩЕНИЕ Ритуальное омовение знают многие народы. Вода — универсальный символ очищения, символ жизни, но одновременно — и смерти: в пучинах вод таится погибель. Обряд погружения в воды озёр и источников явился священным актом приобщения к чередованию жизни и смерти, к постоянному обновлению природы. Но в христианстве все священнодействия становятся прямым орудием Бога, посредством которого Он даёт Свою благодать и раскрывает смысл Своего действия в мире, одновременно осуществляя это действие. «Крещение покаяния», которое совершал Иоанн Предтеча, раскрывает смысл действия Бога как уничтожение зла и греха, спасение человека от них. Оно являет требования Бога к людям: расстаться со своими грехами, покаяться вних и тем самым приготовиться к встрече Спасителя, обещанного Богом. В «крещении покаяния» осуществлялось и целительное воздействие Божие на заражённые грехом человеческие души. Принимая крещение во имя Христа, человек не просто «смывает» с себя грехи. Погружаясь в воду, он умирает для греха — умирает с Христом, чтобы воскреснуть с Ним для вечной жизни. Продолжая грешить после крещения, человек тем самым отказывается от благодати: «Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых уже первого» (2 Пет. 2.20). Над младенцами крещение в Православной Церкви совершается по вере родителей и восприемников — крёстных отцов и матерей. Крёстные, как их зовут на Руси, несут ответственность за христианское воспитание детей, ручаются за веру крещаемых и обязаны разделить труды родителей по их воспитанию. Крещение в Православной Церкви совершается троекратным погружением в купель с головой — во имя Отца, Сына и Святого Духа. Крещение обливанием допускается лишь в крайнем случае, когда отложить его невозможно, а совершить крещение погружением не позволяют условия. Над крещаемым произносится заклинательная молитва «отгнания диавола». Каждый элемент обряда в православном таинстве крещения выражает посвящение человека Христу. Например, остриже-ние пряди волос знаменует собой подчинение Богу. Нательный крестик, который надевают на шею крещаемому, должен напоминать о крестном подвиге Христа, о долге христианина и заповеди Спасителя. Иисус говорил ученикам: «...если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой...» (Мф. 16.24). Смысл этого напоминания в том, чтобы помочь крещёному преодолеть эгоизм, гордость, сластолюбие, лень, страх и приблизиться к той любви, которой любил всех людей и мир Христос. Перед крещением сам человек или его крёстный должен трижды отречься от сатаны «и всех дел его, и всего служения его» и трижды исповедать (заявить во всеуслышание) своё желание «сочетаться со Христом». Крещаемый (или его восприемник) читает наизусть Символ веры, который должен быть ему хорошо понятен. Белая рубаха, в которую облачают крещаемо-го, означает чистоту жизни во Христе, преображение человека Божественным светом; свеча в его руке или в руке крёстного — духовное просвещение и свет радости. До VI в. подготовка взрослых людей к крещению называлась оглашением — устным научением вере. Оглашаемые (или оглашенные) делились на несколько разрядов (до пяти), а оглашение, или катехизация, могло длиться до трёх лет. В наше время подросток или взрослый человек, желающий принять крещение в Православной Церкви, должен по меньшей мере прочесть Новый Завет, православный Катехизис (изложение основ православной веры и учения Церкви), искренне принять Спасителя и Его учение, постараться обдумать свою предыдущую жизнь, увидеть содеянное им зло и покаяться в нём, чтобы «вода не осталась водою» и благодать, даруемая в таинстве, не была растрачена напрасно, но умножена. МИРОПОМАЗАНИЕ В практике Православной Церкви с крещением соединено другое таинство — миропомазание. Помазание освящённым миром — ароматным сложносоставным веществом на основе оливкового масла — восходит к ветхозаветному помазанию елеем (маслом), знаменующему дарование благодати Божией на особое служение. Посредством миропомазания Церковь подаёт верующему (или ребёнку по вере родителей) дары Святого Духа на христианское служение Богу и людям. В древней Церкви дары Святого Духа подавались через возложение рук апостолами, а впоследствии — епископами на голову верующего. Со временем возложение рук стало частью таинства священства — рукоположения в священный сан. Для верующих его заменило миропомазание, потому что епископы физически не могли возлагать руки на всех присоединяющихся к Церкви, особенно в отдалённых от центра епархии районах. Миро, освящённое епископом, «запечатлевает» верующих святостью. Оно как бы оставляет на них печать святости. Отсюда слова священнослужителя при помазании миром: «Печать дара Духа Святого». При этом крестообразно помазуются чело (лоб) — в знак освящения мыслей; очи (глаза) — для освящения зрения, дабы видеть свет истины; уши — чтобы слышать слово Божие; уста — для освящения речей; руки — чтобы творить дела, угодные Богу; ноги — чтобы ходить по путям Божиим и не уклоняться с них; грудь — для освящения сердца, которое принимает в себя Христа. В завершение таинства священник, восприемники и новокрещёный (или новопросвещённый) под молитвенное пение трижды обходят вокруг купели (круг знаменует вечность, число «три» — полноту). Таким образом символически выражаются вечная сила таинства и духовная радость приобщения к реальности вечной жизни. Два этих таинства — крещение и миропомазание — совершаются лишь днажды в жизни человека. Они приобщают его к жизни Церкви и делают возможным участие в других таинствах. ПОКАЯНИЕ Это таинство совершается на исповеди. Верующий христианин называет священнику свои грехи: исповедует их с искренним покаянием, стыдясь того, что он сделал, с твёрдым намерением не повторять этого впредь. Слово «покаяние» имеет несколько иной оттенок, чем соответствующее ему греческое «metanoea» — «изменение ума», «раскаяние». Покаяние — это не просто сожаление о содеянном; покаяние даёт благодать, исцеляющую человеческие слабости. Через апостольское преемство — непрерывную передачу благодатного дара на особое служение — священники получают право отпускать грехи кающимся («разрешать» — освобождать от вины в конкретном грехе) по обещанию Христа ученикам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20.23). Тем не менее во время общей молитвы перед исповедью священник напоминает, что он лишь свидетель перед Богом — свидетель покаяния. Исповедь в Православной Церкви совершается у аналоя. Если священник видит чистосердечное раскаяние, он покрывает преклонённую голову исповедующегося концом епитрахили (широкая лента, которую носит священник на шее) и читает разрешительную молитву, прощая грехи от имени Иисуса Христа. Затем исповедующийся целует крест и Евангелие в знак благодарности и верности Христу. Священник ждёт от пришедшего на исповедь осознания его греха и раскаяния: он должен назвать этот грех, не ища ему оправдания. Подробности проступка редко нужны на исповеди. Священник выясняет их лишь иногда, чтобы помочь исповедующемуся увидеть корни своей духовной болезни, глубже понять значение и последствия содеянного им. Попытка солгать на исповеди, утаить какой-либо грех, найти ему оправдание, расчёт на безнаказанное повторение греха (в духе расхожей мирской мудрости «Не согрешишь — не покаешься») оставляют человека без подаваемой в таинстве благодати. Иногда священник, совершающий таинство, видит, что кающийся должен яснее и глубже осознать корни тех грехов, которые представляют для него наибольшую в данный момент духовную опасность, нуждается в более глубоком покаянии. Тогда священник может наложить на него епитимию (от грвч. «epitimion» — «наказание») — церковное наказание, имеющее воспитательные цели. Для мирян это обычно чтение покаянных и иных молитв, определённое число земных поклонов, побуждающих помнить о совершённом зле, усиленный пост, отлучение от причастия на какой-либо срок и т. п. Епитимий за особо тяжкие грехи предусмотрены церковными канонами. ЕВХАРИСТИЯ Таинство евхаристии (греч. «благодарение»), или причащения, занимает центральное место в Православной Церкви. Оно составляет главную часть особого богослужения — литургии (от греч. «leiturgia» — «общее дело», «общественное служение»). В древности евхаристия была смыслом жизни каждого прихода: для совершения этого таинства собиралась вся христианская община. Каждая литургия — это повторение Тайной Вечери, на которой Спаситель, оделял учеников хлебом и вином, которые он называл Своими Телом и Кровью. Для православных верующих хлеб и вино не символизируют Тело и Кровь Христовы, а претворяются в них, вещественно оставаясь хлебом и вином. «Причащение Христовых Тайн» призвано духовно изменить человека. Один из отцов Церкви описал свои переживания Божественной реальности после принятия таинства причащения так: возвратившись после литургии в келью, он посмотрел на свои руки — и увидел руки Христа, почувствовал в себе Его присутствие, освящающее личность как целое — в единстве духа, души и тела. Таинство евхаристии совершается ежедневно, кроме некоторых будних дней Великого поста, поэтому возможность причаститься есть всегда. Церковная практика, касающаяся частоты причащения, на протяжении времени менялась. Первые христиане причащались почти каждый день, а пропустивший без особой причины три воскресных евхаристических собрания считался отпавшим от Церкви. Позднее стали причащаться реже. Так, в дореволюционной России считалось нормой причащаться каждый пост (Великий, Петровский, Успенский и Рождественский) и на свои именины (день памяти святого, чьё имя носит человек). Ныне всё больше распространяется практика частого причащения (не реже одного раза в месяц). Таинство причащения называют «принесением бескровной жертвы». Через приобщение к жертве Христа, принесённой на Голгофе, верующие становятся причастниками Его подвига, спасающего мир. В глубину Ветхого Завета уходят образы этого православного священнодействия. Агнцем (ягнёнком) заменил Бог положенного на жертвенник Исаака, агнца готовили иудеи на праздник Пасхи, вспоминая спасительный исход из Египта. В ветхозаветном пророчестве говорится о невинном, который, как агнец, кротко идёт на заклание; эти слова повторяются на православной литургии. Агнцем называют хлеб, приготовленный для причащения. Евангелие обогатило ветхозаветную образность и наполнило её новым смыслом. Христа, скончавшегося на кресте, воин ударил копьём, чтобы подтвердить кончину, — и из раны хлынули вода и кровь. Поэтому с водой, которая к тому же является и условием жизни, смешивается вино, претворяемое в Кровь Христову. Копией называется предмет, которым священнослужитель вынимает частицы из просфор — хлебов для причащения. Эти и множество других образов Ветхого и Нового Заветов составляют единую ткань богослужения; в неё вплетаются переживания верующих, связывая то, что происходит в их присутствии, со Священной историей. Тело и Кровь Христовы — «духовная пища», они же — огонь, сжигающий зло, способный «попалить» тех, кто причащается «недостойно», т. е. неискренне, без благоговения, не подготовившись к причащению постом и молитвой, имея на совести утаённые грехи. После положенных священнодействий и вознесения молитв всеми собравшимися в храме членами Церкви и священником, совершающим таинство, причастники приближаются к ступеням алтаря. Детей причащают первыми. После возгласа диакона «Со страхом Божиим и верою приступите!» причастники, крестообразно сложив руки на груди, по очереди подходят к чаше — потиру. Священник особой ложечкой на длинной ручке — лжи-цей — достаёт частицу Святых Даров из чаши и вкладывает в рот причащающемуся. Приняв частицу, причащающиеся отходят к столику, где служители дают им запить причастие освящённым тёплым питьём — теплотой. По окончании богослужения причащавшиеся слушают благодарственную молитву и проповедь священника. БРАК Благодать, подаваемая в таинстве брака, соединяет супругов по образу союза Иисуса Христа с Церковью, приобщает их к этому союзу не только лично, но и как семью. «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть, — напоминает апостол Павел Божие повеление. — Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5.31—32). Супружеская измена (прелюбодеяние) или развод — поругание этой тайны. Последствия развода так же болезненны и губительны, как разрыв человеческой плоти. Поэтому развод допускается Церковью лишь в случае измены одного из супругов, который тем самым разрывает «единую плоть» семьи; при уходе одного из супругов в монастырь или в некоторых других особых случаях. Скрепляя брак таинством, Церковь благословляет человеческие дух, душу и тело на соучастие в Христовой любви, на рождение и воспитание в этой любви детей. «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает», — учит Христос (Мф. 19-6). Брак необязателен для христианина: выше брака Церковь ставит отказ от плотской жизни, с тем чтобы человек мог целиком посвятить себя Богу: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1 Кор. 7.32—33). Поэтому так ценит Церковь целомудрие — мудрое сохранение себя в «целостности», когда человек отказывается разменивать себя на то, что может встать между ним и Богом. Отсюда почитание Церковью девственности — изначально хранимого целомудрия. Христианский брак — одна из возможностей претворения в жизнь Христовой любви и христианского подвига. Тяготы, которые могут выпасть на долю каждого человека, теперь обязаны нести двое. Недаром при совершении таинства брака на головы жениха и невесты надевают (или держат над ними) венцы: они должны напомнить не только о царственном достоинстве Христа, к которому Он приобщает христиан, но и о терновом венце, который надели на Христа палачи перед тем, как Он понёс Свой крест на Голгофу. СВЯЩЕНСТВО Посвящение в священнический сан называется рукопапожением или хиротонией. В таинстве священства человеку через возложение на него рук епископом подаётся особая благодать — на священнослужение. В Православной Церкви существует три степени священства: низшая — диакон (служитель), затем.— пресвитер (священник, иерей) и епископ (архиерей). Первоначально чётких различий между епископами (от греч. «episko-pos» — «блюститель») и пресвитерами (от греч. «presbyteros» — «старейшина»), по-видимому, не было. Впоследствии пресвитерами стали называть помощников епископов в руководстве церковными общинами, в совершении богослужений и таинств. Диаконы в ранней Церкви занимались организацией помощи неимущим и попавшим в бедственное положение членам общины, помогали епископам и пресвитерам. Ныне посвящаемые в диаконы получают благодать сослужить (помогать) при совершении таинств. Священники получают благодать совершать таинства (без них совершение таинств Церковью невозможно), а епископы помимо этого могут посвящать других для совершения таинств, иными словами, они полномочны совершать таинство священства. Рукоположение иерея и диакона может осуществлять лишь архиерей во время литургии. Ставленника (т. е. принимающего сан) трижды обводят вокруг престола, а затем архиерей, возложив руки на его голову, читает особую молитву. Вручая рукоположённому необходимые для его служения предметы, архиерей возглашает: «Акси-ос!» (греч. «достоин»), на что хор и весь народ отвечают троекратным «Акси-ос!». Так церковное собрание свидетельствует о своём согласии на рукоположение достойного своего члена. Таинство священства, как и другие таинства, установлено Христом. Апостол Павел свидетельствует, что Спаситель «...поставил... иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова...», т. е. Церкви (Еф. 4.11 — 12). Апостолы рукоположили первых епископов, пресвитеров и диаконов. Собственно пастырское служение в Церкви возлагается на епископов и пресвитеров. Пастырем, т. е. пастухом, называл Себя Христос; «стадо» среди образов Ветхого Завета — это символ высочайшей ценности, а в переносном смысле — символ народа, который является высокой ценностью для его вождя. «Порази пастыря, и рассеются овцы!» (Зах. 13-7) — так гласит ветхозаветное пророчество. В Евангелии оно перенесено на учеников Христа, растерявшихся после того, как Учитель был предан. Но Пастырь христиан воскрес, победив «державу смерти». «Паси овец Моих» (Ин. 21.16), — завещал Он апостолу Петру и, таким образом, всем апостолам. Те, устраивая поместные Церкви, рукополагали их предстоятелей, передавая полученную через Христа благодать священства. «Пасти Церковь, — кратко и ёмко объяснял митрополит Филарет в своём „Православном катехизисе", — значит наставлять людей в вере, благочестии и добрых делах». ЕЛЕООСВЯЩЕНИЕ Распространённое название этого таинства — соборование, потому что его принято было совершать «собором» семи священников. В наши дни в случае необходимости его может совершить один священник. Таинство елеоосвящения восходит к апостолам, которые, получив от Иисуса Христа власть исцелять болезни, «...многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6.13). При совершении этого таинства чело, щёки, грудь и руки больного крестообразно пома-зуются освящённым маслом — елеем, в который добавлено красное вино как напоминание о пролитой Иисусом Христом крови. Елеоосвящение требует от человека веры и покаяния. При этом условии ему отпускаются грехи, в том числе забытые и неосознанные, являющиеся, по мнению Церкви, корнем всякой болезни. Младенцев не соборуют, поскольку у них нет сознательно совершённых грехов. Сейчас соборование обычно совершается в храме сразу для многих людей. Тяжело больных священники соборуют, посещая их на дому или в больнице. При соборовании сосуд с маслом помещается в блюдо с зерном (обычно с пшеницей), что знаменует щедрость и милость Господа к людям. Вокруг сосуда ставят семь свечей и семь палочек с ватой на концах. После вознесения молитв читают семь текстов из апостольских посланий и семь — из Евангелия. После каждого чтения, напоминающего об исцелении Богом человеческого тела и души, о Его милосердии, с произнесением молитвы священник совершает помазание. По окончании последнего чтения вященного Писания он возлагает раскрытое Евангелие (словно руку Спасителя) на головы соборуемых и молится о прощении грехов. |
|
Просмотров: 2434 |