Ислам. Коран и Сунна.
КОРАН
Ислам — религия «людей Книги», писания, посланного людям через пророков. Священная книга мусульман — Коран (от араб, «ал-куран» — «чтение вслух»). Это запись пророческих откровений, произнесённых Мухам-мадом между 610 и 632 гг. Сначала откровения передавались в общине — умме — только изустно, по памяти. Некоторые из откровений последователи Пророка записывали по собственной инициативе, пока наконец в Медине по указанию Мухаммада не стали постоянно вести записи. Первые полные тексты откровений появились после смерти Пророка в кругу его ближайших сподвижников. Они отличались друг от друга количеством и порядком откровений, написанием отдельных слов. Решение составить общий текст, основанный на существующих записях и свидетельствах людей, лично слышавших Мухаммада, было принято при халифе Усмане между 650 и 656 гг. Объявленный официальным список Корана был подготовлен Зайдом ибн Сабитом, выполнявшим при Мухамма-де роль секретаря. Он закрепил сложившуюся к тому времени систему разбивки текста на суры (главы) и аяты (стихи). Суры располагались по мере уменьшения объёма. Структура Корана в дальнейшем претерпела некоторые изменения. Они были вызваны необходимостью однозначного понимания текста, учитывались также потребности культовой практики, т. е. использования сур Корана в повседневном богослужении. В конце IX в. в текст Корана ввели огласовки — харакат, т. е. специальные знаки, указывающие на «правильное» чтение. Для удобства запоминания и декламации текст был поделён на 30 джуз (частей) и 60 хизб (отрезков). Коран содержит 114 сур разной величины. Первую суру «Ал-Фатиха» («Открывающая») обязан знать наизусть (на арабском языке) каждый мусульманин. Для последователей ислама она означает примерно то же, что для христиан молитва «Отче наш». Большинство сур состоит из фрагментов откровения, часто не связанных тематически и произнесённых в разное время. По месту произнесения суры подразделяются на мекканские (610— 622 гг.) и мединские (622—632 гг.). Коран был записан на мек-канском диалекте арабского языка. Поэтому ортодоксальные мусульмане убеждены, что только арабский текст Корана может и должен считаться священной книгой. Знатоки веры полагают, что точный в духовном смысле перевод на другие языки невозможен, ибо он не передаёт Божественной сущности откровений. В связи с этим некоторые переводы Корана (в том числе и перевод на русский язык Валерии Пороховой) называются «переводами смыслов». Самые ранние из сохранившихся списков Корана относятся к рубежу VII—VIII вв. Сейчас известны четыре списка этого времени. Два из них как священные реликвии недоступны для исследователей. Один хранится в Мекке, внутри Каабы, другой — в Медине. До 1180 г. мединский находился в мечети рядом с гробницей Мухаммада. Но потом правитель Египта ал-Малик ан-Насир Калаун (умер в 1290 г.) построил во дворе мечети Пророка специальное здание для Мусхафа («свитка») и других реликвий. Два других ранних списка хранятся в Ташкенте и Каире. Они именуются куфическими, так как написаны разновидностью арабского письма, называемой куфической. Коран — основа ислама, ибо устанавливает религиозные обряды и правила поведения для миллионов мусульман. Без знакомства с этой книгой невозможно понять обычаи и традиции, существующие в мире ислама. Вместе с тем понимание самого текста Корана — непростая задача для современного читателя. В ниспосланной Книге (как обычно называют Коран) наряду с ясно изложенными стихами — мухкстат — существуют откровения, смысл которых не поддаётся однозначному толкованию. Такие стихи называются муташаббихат. Их комментированием занимаются наиболее учёные и авторитетные знатоки ислама. СУННА Руководством для каждого мусульманина в решении насущных проблем общественной и личной жизни является не только Коран, но и Сунна (в буквальном переводе с арабского — «образец», «пример»; полное название — «Сунна посланника Бога»), Священное Предание ислама. Это свод текстов, описывающих жизнь Мухаммада, его слова и дела, а в широком смысле — сборник благих обычаев, традиционных установлений. Сунна дополняет Коран почитается наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне — важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Священного Предания и следование ему — один из главных критериев авторитетности и простых мусульман, и знатоков веры. В первые десятилетия своего существования мусульманская община не располагала сводом норм и правил, которые регулировали бы жизнь верующих. При Мухаммаде в таком своде не было надобности, ибо все затруднения решал он лично и подкреплял авторитетом откровения. После его смерти ситуация осложнилась. В этот период именно с помощью Сунны халифам удалось организовать жизнь религиозной общины и решить многие практические вопросы. Уже спустя несколько веков после смерти Пророка Сунна стала почитаться наряду с Кораном. Мусульманские богословы много сил и времени уделяли вопросу о том, как соотносятся между собой Сунна и Коран и можно ли для решения тех или иных проблем привлекать другие источники. ХАДИСЫ Коран давал ответы далеко не на все вопросы, в нём встречались противоречия, требующие разъяснений и дополнений. Получить их можно было, например, из воспоминаний ближайших сподвижников Пророка о подобных случаях. Но живых свидетелей с годами становилось всё меньше, и приходилось довольствоваться сведениями, полученными от тех, кто слышал то или иное предание из уст людей, близких к Пророку. Эти предания, хадисы, собирали и записывали. Так появилась Сунна. В исламском мире существует даже весьма уважаемая профессия мухаддиса — собирателя и комментатора хадисов. Хадис имел силу лишь в случае признания его достоверности. Её гарантию мухаддисы усматривали в точном указании имён всех, кто передавал этот хадис друг другу. Такое перечисление признавалось правильным, если из биографических сведений было видно, что пересказчики действительно могли встречаться. Мухаддисы составляли сборники хадисов, удобные для цитирования и запоминания. Хадисы состоят из двух частей: это иснад («опора»), где перечисляются имена пересказчиков, и матн («текст») — собственно содержание. По мнению мухаддисов, иснад подлинного хадиса должен представлять непрерывную цепь рассказчиков, обязательно людей известных и праведных. Чем более достойным уважения был рассказчик, особенно самый ранний в цепи иснада, тем достовернее считался сам хадис. Если иснад был солидным, закрывали глаза даже на явные анахронизмы в содержании, поэтому в Сунну попало немало недостоверных текстов. Мнения религиозных авторитетов относительно истинного числа подлинных хадисов резко расходятся. Абу Ханифа таковыми считал только 17 хадисов, Малик ибн Анас насчитывал 300, а Ахмад ибн Ханбал доводил их число до 50 тыс. Было принято следующее правило, призванное оградить профессию мухадциса от недостойных лиц: доверие к собранным хадисам возможно лишь в том случае, когда мухаддис не только передаёт, но и соблюдает их предписания. В первых сборниках хадисы располагались по именам самых ранних пересказчиков, сподвижников Мухам-мада, перечисляемых в алфавитном порядке, с указанием хадисов, исходящих от каждого из них. Этот тип сборников называется муснад («обоснованный»). Из числа дошедших до наших дней муснадов наиболее авторитетными являются «Ал-Муватта» («Торная тропа») Малика ибн Анаса и «Муснад» Ахмада ибн Ханбала. Позднее распространились сборники, именуемые мусаннаф («отобранные»). В них хадисы располагались не по именам пересказчиков, а по тематическим разделам. Самыми известными собраниями такого типа являются «Ас-Сахих» («Достоверный сборник») Абу Абдалла-ха ал-Бухари (умер в 870 г.) и одноимённый труд его ученика Муслима ан-Нишапури (умер в 875 г.). В поисках хадисов ал-Бухари путешествовал по городам Ближнего и Среднего Востока, беседовал, по его собственным словам, с тысячами му-хаддисов. «Ас-Сахих» он составлял на протяжении 16 лет, при этом ему пришлось тщательно изучить не менее 600 тыс. хадисов. Однако для своей книги он отобрал только 7563 из них. |
|
Просмотров: 4886 |