Возникновение ислама.
Ислам возник на западе Аравийского полуострова, в области Хиджаз, через которую в древности проходил караванный путь. Экономическим и религиозным центром Хиджаза была Мекка, где давно осело сильное племя ку-райш. Во времена джахилийи (от араб. «джахл» — «невежество», «неведение Бога»; так называют доисламскую эпоху) в городе устраивались большие торговые ярмарки. В Мекке находилось главное языческое святилище Хиджаза — Кааба, что в переводе с арабского означает «куб».
В центре Каабы стоял идол Хубала — божества племени курайш в образе человека с золотойрукой (золото заменило некогда отбитую руку). Древние арабы считали его повелителем небес, властелином грозы и дождя. За пределами Каабы были и другие идолы, большинство из которых представляли собой бесформенные камни. С незапамятных времён в Каабе хранился знаменитый чёрный камень (по мнению некоторых учёных, метеоритного происхождения), олицетворявший небесную силу Хубала. Вокруг главного божества располагались идолы других аравийских богов. По преданию, до утверждения ислама в святилище насчитывалось более 300 идолов. Около них приносили жертвы и гадали. Например, перед битвой жители Мекки гадали на стрелах у статуи Хуба-ла, а потом на специально выбранном для этого ритуала верблюде, под расписным балдахином везли небольшой камень к месту сражения: считалось, что божество, воплотившееся в камне, будет покровительствовать «своим» воинам. Арабы-язычники верили: если человек обойдёт вокруг Каабы, касаясь идолов руками, он получит от них Божественную силу. В святилище и вокруг него на запретной территории нельзя было ссориться, мстить кому бы то ни было, тем более проливать кровь. Подобные действия могли оскорбить религиозные чувства: арабские племена поклонялись разным богам, но все одинаково чтили Каабу. А если кто-либо оскорбит языческое божество, будет неминуемо наказан: заболеет проказой или лишится рассудка. Жили в Мекке иудеи, христиане, а также ханифы — аскеты, благочестивые люди, исповедовавшие строгое единобожие, но ни к какой из этих религиозных общин себя не причислявшие. Население языческой Мекки поклонялось многим богам, и один из них носил имя Аллах. ПОСЛАННИК АЛЛАХА Пророк Мухаммад — основоположник ислама — родился 12 числа месяца ра-би ал-аввал по лунному календарю. По древней мекканской хронологии это произошло в 570 г. — в «год слона». День рождения Мухаммада (Маулид) совпадает с днём его смерти. Такое символичное совпадение дат рождения и смерти (т. е. рождения для вечной жизни), как считает ислам, дано Мухаммаду Творцом в знак его особой миссии носителя Откровения, последнего Пророка в истории человечества. Согласно преданиям, рождение Мухаммада было предсказано пророками Ибрахимом, Исмаилом, Мусой и Исой. Мусульмане почитают тех же пророков, что иудеи и христиане. Ибрахимом они зовут Авраама, Мусой — Моисея, Исой — Иисуса Христа. Во время родов на мать Мухаммада Амину снизошёл чудесный свет с неба, а в момент рождения ребёнка рухнули наземь идолы в Мекке — Хубал и ал-Лат, потухло пламя в главном храме зоро-астрийцев в Гандзаке (на северо-западе Ирана). Несмотря на легендарные обстоятельства рождения, основоположник ислама — реальное историческое лицо. Он был уроженцем Мекки. Сведения о его детстве и отрочестве очень скудны. Известно, что отец Мухаммада был небогатым торговцем и он скончался до или вскоре после рождения сына. Мать Мухаммада умерла, когда ему было шесть лет. Через два года умер и его дед Абд ал-Мутталиб, хранитель идолов Каабы. После этого заботу о мальчике взял на себя дядя — Абу Талиб, глава рода Хашим. Как и многие сородичи, Мухам-мад принимал участие в караванной торговле. В 21 год он стал распорядителем торговых дел овдовевшей жительницы Мекки Хадиджи и вскоре женился на ней. Благополучный брак дал Мухам-маду радость отцовства и обеспеченную жизнь. Он имел возможность посвящать много времени религиозным исканиям. Духовное напряжение, побуждавшее Мухаммада к раздумьям о цели и смысле жизни, об основах мироздания, с годами крепло и наконец оформилось в убеждение, что именно ему уготовано узнать истинного Бога и возвестить соплеменникам истинную веру. «ЧИТАЙ, ВО ИМЯ ГОСПОДА...» Во времена Мухаммада в Аравии сложились три больших союза племён: хумс, тилла и тулс. Союз хумс составили племена, признающие неприкосновенность Мекки и обеспечивающие её нейтралитет как общего святилища. Они следили, чтобы караваны торговцев и паломники беспрепятственно проходили в Мекку и обратно. Союз тилла объединял племена Внутренней Аравии, ритуальная практика которых предполагала совершение хаджжа (паломничества). Союз тулс образовали племена Южной Аравии, на верования которых заметное влияние оказали иудаизм и христианство. В месяце рамадан (священный месяц, посвященный благочестивым делам) Мухаммад любил уединяться на горе Хира в окрестностях Мекки. В 610 г. он делал это уже в пятый раз. И вот в одну из ночей Мухаммаду во сне явился некто со свитком, завёрнутым в парчовое покрывало, и приказал: «Читай!». «Я не умею читать», — ответил Мухаммад. Явившийся сдавил ему грудь так, что он чуть не задохнулся, потом отпустил и вновь приказал: «Читай!». «Я не умею читать», — повторил Мухаммад, и тогда пришедший снова сдавил его грудь. Испугавшись за свою жизнь, Мухаммад спросил: «Что же мне читать?». И тогда прозвучали слова: «Читай, во имя Господа Твоего, который сотворил... человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который научил человека... тому, чего он не знал...». Мухаммад повторил слова и был оставлен в покое. Очнувшись, он почувствовал, что странные слова будто начертаны у него в сердце. Он вышел на склон горы и вдруг услышал голос с неба: «О Мухаммад, ты — посланник Аллаха, а я — Джабраил». В небесах, касаясь ногами линии горизонта, стоял ночной пришелец. Куда бы ни оборачивался Мухаммад, небожитель оказывался перед ним. Вскоре ангел исчез. Затем было ещё несколько видений. Мухаммад радовался Божией вести, но в то же время его страшила мысль, что это не настоящее откровение, а просто одержимость, насылаемая злым духом — джинном, или транс шаманствующего прорицателя — кахина. Справиться с сомнениями Му-хаммаду помогли его близкие: жена Ха-диджа и её двоюродный брат Варака ибн Науфал. С Мухаммадом происходит то же самое, убедил его Варака, что некогда было с пророком Мусой: к нему обращается Творец. Сам Мухаммад так рассказывал о своих видениях: «Откровения нисходят ко мне по-разному: иногда Джабраил принимает вид человека, который говорит со мной, как говорят люди, а иногда он является в виде крылатого существа, и я запоминаю всё, что он мне говорил. Иногда я слышу как бы звон в ушах — это самое тяжкое испытание, и когда это необычное состояние проходит, я помню всё как нельзя лучше, как будто это врезалось в мою память». Чаще всего откровения нисходили ночами, и Мухаммад по своему особому состоянию чувствовал их приближение. Они приходили и во сне, и наяву, иногда сопровождались светом, «подобным сиянию утренней зари». Часто Пророк при этом впадал в экстатическое состояние: он метался, ему казалось, что дух его выходит вон, лицо то бледнело, то багровело, он обливался потом, даже если было холодно. Вскоре Мухаммад, преодолев неуверенность, решился на то, чего требовал от него Бог: он стал проповедовать Слово Божие. А некоторое время спустя произошло событие, оставившее неизгладимый след в жизни Пророка. ВОЗНЕСЕНИЕ МУХАММАДА (МИРАДЖ) В ночь с 26 на 27 число месяца раджаб Мухаммада, спавшего у Каабы, разбудил громкий призыв: «Проснись, спящий!». Открыв глаза, он увидел ангела Джабраила в ослепительно белом одеянии, расшитом золотом и жемчугом. Рядом стояло удивительное животное — белая лошадь с человеческим ликом и лучистыми крыльями. На этом прекрасном создании Бога, именуемом ал-Бурак (Блеск, Молния), некогда ездил пророк Ибрахим, а теперь на него сел Мухаммад и мгновенно перенёсся на север. Первая остановка ожидала Мухаммада, сопровождаемого Джабраилом, на горе Синай, где пророку Мусе некогда явился Бог. Помолившись здесь, Мухаммад перенёсся в Байт Лахм (Вифлеем), где родился пророк Иса. После молитвы они продолжили путешествие и опустились на Храмовой горе, на месте будущей мечети Куббат ас-Сахра (Купол Скалы) в Иерусалиме, и Мухаммад привязал коня к тому же кольцу, к которому раньше привязывали его Ибрахим, Муса и Иса. Вместе с ними и другими пророками Мухаммад помолился, а затем увидел, как с неба опускается освещенная неземным светом лестница. Мухаммад мгновенно поднялся по ней к семи небесам. На первом небе его обнял прародитель Адам, а на седьмом он предстал перед Богом, чей лик был скрыт многими тысячами покрывал. Здесь ему было даровано предписание о пятикратной молитве и предложены сосуды: один с вином, другой с молоком. Мухаммад выпил молока. «Ты поступаешь правильно, — сказал Джабраил. — Если бы ты выбрал вино, весь народ твой сбился бы с пути истинного». Спустившись, Мухаммад сел на коня и в тот же миг оказался там, где был разбужен. Утром, встав на ограду Каабы, Мухаммад созвал соплеменников и поведал о случившемся с ним. Жители Мекки не хотели верить рассказу о ночном путешествии и вознесении на небеса. Тогда Бог, чтобы убедить людей, показал Мухаммаду панораму Иерусалима, и тот подробно описал всё, что там происходит, даже перечислил караваны, следующие в сторону Мекки. МОЛЕНИЯ В ДОМЕ АЛ-АРКАМА Вначале участниками молений в доме Мухаммада были только его домочадцы и маленький Али — двоюродный брат Пророка. Однако позже к ним присоединились купец Абу Бакр и ещё несколько человек из разных родов. Когда число последователей Мухаммада превысило три десятка, они стали собираться в доме ал-Аркама — юноши из рода Махзум. Этот дом располагался на склоне холма ас-Сафа.За несколько лет к последователям Мухаммада прибавилось не более 20 человек. В их числе были дядя Мухаммада Хамза и Умар ибн ал-Хаттаб, человек решительного характера и с большим авторитетом. Не отвергая традиционного обряда поклонения Каабе, Мухаммад установил новые для арабов формы служения Богу. Они включали многократное повторение молитвенных формул: «Хвала Аллаху» и «Аллах велик», предполагали использование определённых поз, выражающих благоговение. Завершая молитву, человек должен был простереться ниц. Эта невиданная прежде поза самоуничижения возмущала многих жителей Мекки. Мухаммад называл их гордецами, не желающими покориться Богу. СЛОВО ПРЕТВОРЯЕТСЯ В ДЕЛО Криком, обычно предупреждавшим горожан об опасности, Мухаммад со склона холма ас-Сафа возвестил жителям Мекки о ниспосланном ему Слове Божием. Он призвал отказаться от поклонения идолам и обратиться к единственному Богу — Аллаху. В мире всё совершается по воле Аллаха, поведал Мухаммад. Он награждает за смирение и веру, наказывает за гордыню и нечестие. Он сотворил мир, и Он положит ему конец. Тогда умершие воскреснут и будут приведены к Аллаху на суд. С каждого спросится по его делам, и всем воздастся сполна. Праведники навечно поселятся в райских садах, а грешников ждут адские муки. Имя «Аллах», объявил Мухаммад, — лишь одно из обозначений Бога, истинного же Его имени не знает никто из живущих. Других богов не существует, а верующие в них будут наказаны Аллахом. В подобном «символе веры» Мухаммада не было ничего принципиально нового. Единобожие проповедовали иудеи и христиане, а библейские сюжеты были широко известны на Аравийском полуострове. Псалтыри с песнопениями Давида и религиозные гимны христиан пользовались популярностью среди арабов-язычников. Огонёк, горящий в хижине христианского отшельника, — весьма распространённый образ в поэзии кочевников-бедуинов. Аллах — тот же Бог, что и Бог иудеев и христиан, утверждал Мухам-мад. Просто они получили истинное откровение раньше арабов и поэтому успели частично забыть, а частично исказить его. Мухаммад был твёрдо убеждён: не только соплеменники, но и иудеи, и христиане примут его проповедь как очищение их религий, увидят в нём долгожданного Мессию. Однако для иудеев это было невозможно: Мухаммад даже по происхождению не мог быть Мессией. Христиане верили в Иисуса Христа и не собирались изменять своих убеждений. Мухаммад не добился от предполагаемых единоверцев ничего, кроме угроз и упрёков. После начала публичных проповедей число приверженцев Пророка удвоилось. Среди них были рабы, вольноотпущенники, бедуины-иноплеменники, юноши из знатных родов. Следовавших за посланником Аллаха именовали мусульманами (от араб, «муслим» — «отдавший себя»). Число их было невелико, однако правители Мекки забеспокоились: небольшая, но сплочённая община могла поколебать веру в святыни Каабы. Заявление Мухаммада о том, что отцы и предки жителей Мекки горят в адском пламени за своё идолопоклонство, вызвало откровенную враждебность, а затем и гонения. Открытые моления возле Каабы стали невозможны. Мусульмане были вынуждены собираться в окрестных ущельях, но и здесь подвергались нападениям. Мухаммада громко обвиняли в одержимости, с ехидством требовали сотворить чудо, поносили как плохого рассказчика общеизвестных историй. Старейшины родов запрещали молодёжи общаться с мусульманами. Некоторые родители запирали своих детей-мусульман и даже сажали на цепь. По решению Мухаммада часть мусульман перебралась в христианскую Абиссинию (Эфиопию). Самому Пророку и оставшейся с ним небольшой группе последователей помогал глава его рода Абу Талиб, который не принял ислама, но считал своим долгом оберегать родича от враждебных выпадов. На десятый год после начала проповедей Абу Талиб умер, и главой рода Ха-шим стал один из непримиримых врагов Мухаммада по прозвищу Абу Лахаб (Отец Адского Огня). Вскоре умерла Хадиджа, неизменно поддерживавшая Пророка. Мухаммад оказался в положении изгоя. Отныне пребывание в Мекке становилось для него опасным. Он попытался проповедовать в Таифе, расположенном неподалёку от Мекки, но его осмеяли и забросали камнями. Однако проповеди Мухаммада произвели большое впечатление на группу жителей Йасриба (оазиса в 350 км к северу от Мекки), пришедших в Мекку к Каабе и на ярмарку. Именно они принесли весть о Пророке и его речениях соплеменникам. Значительную часть населения Йасриба составляли племена аус и хаз-радж, враждовавшие между собой. Они давно искали беспристрастного авторитетного судью из людей сторонних. Йасрибцы решили, что Мухаммад, известный своим благочестием и набожностью, вполне подходит для этой роли, и согласились признать его посланником Бога и хакимом — арбитром в городских делах. Три месяца спустя, в сентябре 622 г., Мухаммад отправился из Мекки в Йасриб. Опасаясь погони, он сначала ушёл к своему другу Абу Бакру, а ночью они вдвоём укрылись в пещере на горе Саур на южной окраине Мекки. Здесь беглецы переждали трое суток, пока враги Мухаммада искали их. Преследователи добрались даже до пещеры-укрытия, но, как сообщает мусульманское предание, паук заткал паутиной вход в неё, и они решили, что там никого нет. Затем, когда поиски прекратились, беглецы окольными путями добрались до Йасриба. ХИДЖРА — НАЧАЛО МУСУЛЬМАНСКОЙ ЭРЫ Переселение, или хиджра, мусульман в Йасриб, начавшееся в 622 г., впоследствии положило начало мусульманскому летосчислению. Хиджра означала разрыв прежних родственных связей и переход под защиту новых покровителей. Ещё раньше была хиджра в Эфиопию, где мусульмане обрели покровительство христианского правителя, но в отличие от этого первого переселения в Йасрибе Мухаммада принимали не как беглеца, а как духовного главу новой общины — уммы. В неё вошли меккан-цы-мухаджиры («совершившие хиджру») и йасрибцы-ансары («помощники»). Впоследствии Йасриб стал именоваться Мадинат ан-наби (Город Пророка) или просто Медина (Город). Здесь Мухаммад провёл оставшуюся жизнь, его вероучение стало самостоятельной религией и были заложены основы нового государства. Бог продолжал посылать Мухам-маду новые знамения, разъясняя, как мусульманам общаться с иноверцами, вести себя по отношению к Пророку, делить военную добычу и наследуемое имущество. Было запрещено заниматься ростовщичеством, принимать участие в азартных играх, пить спиртные напитки и есть свинину. Сложившееся вокруг Мухаммада объединение людей скреплялось теперь не кровным родством, а общей верой, братством духа. Доступ в умму был открыт для всех, кто принимал ислам и признавал Мухаммада как духовного и светского вождя. Таким образом, в сознании мусульман с самого начала слились религия и политика, духовная и светская власть, вероисповедные и морально-правовые установления. В начале пребывания в Медине мусульмане во время молитвы обращались лицом к Иерусалиму (по другим версиям — на восток, как и христиане в своих храмах, базиликах), но по мере того как разрыв с иудеями и христианами становился всё более ощутимым, Мухаммад, получив откровение, поменял киблу (направление при молитве). Со второго года хиджры молящиеся поворачивались в сторону Каабы. Она стала главной святыней ислама. Каждый мусульманин считал своим долгом совершить паломничество к Каабе. В связи с этим важнейшими задачами верующих стали освобождение Мекки от господства язычников и очищение Каабы от идолов. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМА После завоевания Мекки Мухаммад вернулся в Медину. Отсюда он направил послов в разные концы Аравии и к правителям сопредельных стран с предложением принять ислам. Византия и Иран не ответили Пророку, но вожди племён и мелких владений в Аравии выразили готовность заключить союз с уммой или даже принять её веру. Разрозненным арабским племенам жизненно необходимо было объединиться перед лицом постоянной военной угрозы со стороны великих держав раннего Средневековья — Византии и Ирана. Утверждение общеарабского святилища в качестве мусульманской святыни стало важной вехой на пути к этому объединению. Веря в грядущее торжество своей пророческой миссии не только в Аравии, но и за её пределами, Мухам-мад начал готовить военный поход на север, за Иордан, где незадолго до этого отряд мусульман потерпел поражение от местных арабов-христиан, союзников Византии. Снаряжённое для похода войско уже готово было выступить, однако Мухаммад тяжело заболел. 26 мая 632 г., через два дня после приказа о выступлении, Мухамма-ду стало плохо, начались головные боли, лихорадка. Пророк стойко переносил страдания и не позволял лечить себя. Он поручил обязанности имама (дословно «предстоятель на молитве»; затем имамом стали называть главу мусульманской общины) Абу Бакру. Потом на некоторое время Пророку стало лучше. Он вышел к утренней молитве, сел рядом с Абу Бакром и произнёс короткую речь, напомнив о загробном воздаянии и запретах, о предписаниях веры. В тот же день, 8 июня 632 г., на руках у жены Айши он умер. После захода солнца Пророк был погребён на том месте, где находилось его последнее ложе. Смерть Мухаммада явилась для мусульманской общины неожиданностью. Хотя посланник Бога постоянно напоминал своим последователям, что он только человек, в сердцах у них таилась надежда на сверхъестественное вмешательство и исцеление Мухаммада. Однако надежды оказались тщетны. «Те из вас, кто поклоняются Аллаху, пусть знают, что Аллах жив и будет жить вечно, — сказал Абу Бакр. — Но те из вас, кто поклонялся Мухаммаду, пусть узнают от меня, что Мухаммад умер». Перед общиной встал вопрос о выборе главы. После недолгих колебаний сподвижники Мухаммада остановились на кандидатуре почтенного тестя Пророка, отца его жены Айши, Абу Бакра. Так Абу Бакр (632—634 гг.) стал преемником посланника Аллаха — халифом. Вместе с другими соратниками он предпринял ряд удачных военных походов, в результате которых образовалось сильное мусульманское государство. Умирая, Абу Бакр передал власть другому тестю Мухаммада, Умару ибн ал-Хаттабу, ставшему вторым халифом (634—644 гг.). К этому времени ислам распространился практически на всём Аравийском полуострове. Уже через несколько десятилетий территория халифата охватила Магриб (Запад) — всю Северную Африку и Испанию, а также Машрик (Восток) — Египет, Ближний Восток, Иран до границ с Индией и Среднюю Азию. Ислам стал мировой религией. До прихода Мухаммада арабским племенам, не связанным ни единой верой, ни единой государственной системой, грозило исчезновение в войнах с внешним врагом и внутренних распрях. В течение первых четырёх веков существования ислама его приверженцы покорили Ближний Восток, южные и восточные владения Византии, часть Средиземноморья и Индию. Ислам принёс людям не только Слово Божие — он дал им государство, способное обеспечить членам общества относительно равные условия и некоторое подобие «социальной справедливости». Однако изначально в новой религии было заключено противоречие: иерархическое устройство общества освящалось вероучением, но при этом оно же утверждало, что все люди равны перед Богом. Вероятно, именно это обстоятельство и предопределило последующую историю ислама, в частности обилие в нём самых разнообразных групп и течений. Уже через полстолетия после смерти Мухаммада в мусульманской общине образовалось несколько религиозно-политических группировок, разделившихся в свою очередь на течения, школы, группы. Это вполне соответствовало предсказанию самого Пророка о том, что после его смерти община распадётся на 73 направления. Ислам сегодня. Сегодня ислам исповедует около 1,5 млрд человек во всём мире. Пророк Мухаммад остаётся самым почитаемым пророком. Ислам не наделяет его сверхъестественными чертами. В Коране — священной книге мусульман — неоднократно подчёркивается, что посланник Бога — такой же человек, как и все. В отличие от предыдущих пророков он почти не творил чудес. Однако для каждого мусульманина Пророк Мухаммад — совершенный человек, и жизнь его — наилучший пример для подражания. Среди мусульман широко распространились молитвы, включающие просьбы к Му-хаммаду о заступничестве, исцелении и содействии в конкретных делах. Общепризнанным стало представление о чудодейственной силе могилы Пророка и талисманов с его именем. В народном творчестве Пророк Мухаммад обрёл черты сказочного героя. |
|
|