Сегодня 11.05.2018

»

Фотографии известного.

         За полтора века с момента изобретения фотографии многие сотни моментальных снимков и фильмов были представлены в качестве доказательств существования чего угодно - от летающих тарелок до богов. Фотографические образы оказывали величайшее влияние не только потому, что в большей мере воздействовали на наше представление о чудовище Лох-Несса или, скажем, о Бигфуте, но и потому, что считаются лучшими доказательствами, нежели неподтвержденные свидетельские показания.
Некоторые из наиболее интригующих фотографий были подвергнуты экспертизе и объявлены неподдельными или, по меньшей мере, не явно фальсифицированными. Однако остается спорным - в лучшем случае - представление о том, будто паранормальные фотографии доказывают что-либо. Сегодня дешевая компьютерная технология настолько облегчила изготовление самых изощренных фальшивок, что будет только справедливо заметить: вызывает подозрение - во всяком случае теоретически - любое доказательство в виде моментального снимка, сделанного, скажем, позже середины 80-х годов. Но и прежде существовало множество различных способов фальсифицировать фотографию, и было разоблачено такое огромное количество фальшивок, что невольно задумываешься, а есть ли вообще бесспорно подлинные фотографии.
Большинство фотографических мистификаций построено на использовании всякого рода макетов или на технике двойной экспозиции. Первая годится для изготовления снимков внешне твердых объектов вроде чудовищ или НЛО, а вторая - для фотографий привидений и подобных им подделок. Редко, когда «шутник» ретуширует уже сделанный снимок или подделывает негатив, - да в этом обычно и нет необходимости, хотя именно отсутствие признаков подобной фальсификации и служит самым распространенным подтверждением подлинности фотографии.
Двойная экспозиция использовалась еще в 1862 году для получения «фотографий духов», на которых участник спиритического сеанса появлялся в окружении духов умерших. Уильям Мамлер из Бостона первым прибег к подобным жульническим трюкам, и их проделывали вплоть до 20-х годов нынешнего столетия. Первоначально Мамлер пытался проявить на фотографии своего клиента образ доктора Гарднера, в котором участник спиритического сеанса узнавал своего покойного кузена. Позже он признавался, что эту фигуру на снимке изображала живая фотомодель. Мамлер и его подражатели продолжали делать множество схожих фотографий, на которых «духи» обычно получались крайне расплывчатыми или закутанными с головы до пят в просторные одежды. На некоторых фотографиях запечатлены задрапированные фигуры с гротескными лицами, явно сделанными из папье-маше. На современный взгляд многие «спиритические» фотографии настолько грубы, что трудно вообразить, что хоть кого-то они могли ввести в заблуждение. Но немало спиритов принимало их всерьез, а другим они приносили утешение.
Мода на спиритические фотографии в XIX веке имела свое продолжение в ставшем известным в начале следующего столетия «деле эльфов Коттингли» - серии фотографий, которые схожим образом оскорбляли здравый смысл, но одновременно оказалось удивительно трудно отвергнуть их как мистификацию. Фотографии эльфов были сделаны в 1917 и 1920 годах кузинами Элси Гриффите и Фрэнсис Райт в рощице близ Коттингли в графстве Йоркшир. Коттингли обычно называют деревней, что придает особое сельское очарование фотографиям. К 1917 году это была самая большая «деревня» в Англии (у нее даже была собственная мэрия), а фактически пригород промышленного города Брэдфорда. Элси и Фрэнсис, соответственно шестнадцати и десяти лет сделали свои два первых снимка на фотопластинках. Спустя несколько лет они сделали еще три снимка как они сами рассказывали позже, потому что родители Элси отказывались поверить в их рассказы о встречах с эльфами в лесистой рошине.
Первые две фотографии были сняты в июле и сентябре 1917 года: на одной Фрэнсис наблюдает за труппой танцующих фей, а на другой Элси (со сверхъестественно удлиненными пальцами) любуется танцем гротескного гнома. Первую фотопластинку проявил в своей любительской темной комнате Артур Райт в тот же вечер, когда она была снята, но изображенное на ней не произвело на него никакого впечатления. Он подозревал, что девочки «что-то задумали», и его подозрения лишь укрепились после проявления через пару месяцев второй фотографии. Мать Элси, теософка, оказалась менее подверженной сомнениям - ей хотелось верить, что дочь говорит правду.
В конце концов она показала фотографии друзьям на собрании местного теософического общества. Затем это дело попало в поле зрения председателя лондонской ложи имени Блаватской Эдварда Гарднера. В свою очередь, он передал две фотографии Артуру Конан Дойлю - не только создателю Шерлока Холмса, но и известному спиритуалисту, который и заплатил летом 1920 года за предоставление девушкам суперкамеры. С ее помощью они получили еще три изображения. На одном запечатлена фея в прыжке рядом с лицом Фрэнсис; на другом фея протягивает Элси букетик цветов; на третьей, наименее четкой из пяти фотографий, можно разглядеть то что девушки назвали «приютом фей», а Гарднер - «загорающими феями».
Фотографии из Коттингли получили всеобщую известность в декабре 1920 года, когда Конан Дойль опубликовал о них статью в рождественском номере журнала «Стрэнд». Через несколько месяцев появилась еще одна заметка, в которой обсуждалась вторая серия снимков, и возникла дискуссия. Известность Конан Дойля убедила одних в достоверности фотографий, другие же разоблачали их как явную подделку. С точки же зрения семейств Райтов и Гриффитсов стало ясно, что дело зашло слишком далеко, чтобы Элси и Фрэнсис пошли на попятную и признались в обмане... если таковой имел место.
Ну разумеется, фотографии из Коттингли были фальшивками, притом весьма простенькими. Эльфы были вырезаны из бумаги и наколоты на шляпные булавки. (При внимательном рассмотрении можно было увидеть кончик одной булавки, торчащий из живота гнома. Конан Дойль заметил ее в 1920 году и предположил, что это пупок существа - доказательство того, что и в сказочном царстве процесс рождения не отличается от нашего с вами.) Одни из сказочных существ были нарисованы Элси, оказавшейся весьма способной художницей; другие - вырезаны из изданной во время войны «Подарочной книги принцессы Марии» и украшены пририсованными крыльями. (Это объясняло подозрительно современные прически фей и покрой их платьев, явно принадлежавший двадцатому веку.) Снимок «приюта фей» получился в результате случайной двойной экспозиции.
Лишь в 1981 году Элси (ей к тому времени уже исполнилось восемьдесят лет) и Фрэнсис признались в мошенничестве, хотя доказательство подделки можно было обнаружить с самого начала на самих фотографиях. На первой фотографии, где Фрэнсис окружена танцующими феями, на заднем плане виден смазанный каскад, ниспадающий в ручей Коттингли. Крылышки же и тела фей не были смазаны - значит, они не двигались, пока делался снимок. Стало очевидным, что фотографии были тщательно «поставлены», вопреки тому, что рассказывали девочки, а некоторые из них еще и подретушированы.
Сага о феях из Коттингли фигурирует среди наиболее поучительных надувательств. Устроенный Элси и Фрэнсис простенький, по существу, обман прожил столь долгую жизнь благодаря любопытному стечению обстоятельств, многие из которых присутствовали и в других случаях. Начнем с того, что даже сомневавшиеся признавали, что девочки казались слишком юными и неопытными, чтобы сфабриковать подобные фотографии. Два снимка 1917 года были первыми, сделанными Элси и Фрэнсис, а специалисты из компании «Кодак» признали, что фотографии могли быть подделаны, но не поверили, что две девчушки из йоркширской деревни обладали необходимыми знаниями и способностями для изготовления подобных подделок.
Последнее стало одним из главных аргументов тех, кто поверил в подлинность фотографий эльфов. Другой опирался на выводы Хэролда Снеллинга - эксперта, с которым проконсультировался Гарднер.
Получив фотографию Фрэнсис с танцующими феями, он внимательно изучил ее и уверенно объявил: «фотопластинка была экспонирована один раз. Эти танцующие фигурки не сделаны из бумаги или какой-либо ткани; не были они и нарисованы на заднем плане, проявившемся на фотографии. Больше же всего меня поражает то, что все эти фигурки двигались во время съемки».
Ретроспективно можно предположить, что главным образом подобная экспертиза - в сочетании с настойчивыми уверениями кузин, что фотографии подлинные, - помешала заметить явные следы мистификации гораздо раньше, чем это было сделано.
После 1920 года не раз возникали практически аналогичные ситуации. Так, в 1970 и 1980 годах один из наиболее ярких современных знатоков мира чудовищ, странствующий маг и мастер развлечений по имени Тони «Док» Шиле представил собственные фотографии сказочных персонажей, а также целые комплекты фотографий, якобы изображавших морских змей и чудовищ из разных озер. «Док» объяснил свой поразительный успех, уверяя, что «поднимал» зверей с их лежбиц психическими усилиями, и настаивал на подлинности своих фотографий столь убедительно, что часть из них была опубликована в книгах и журналах, посвященных неведомому.
В 1992 году очаровательные розыгрыши Шилса были наконец разоблачены издателем «Стрейндж мэгезин» Марком Чорвински, доказавшим, что тот фальсифицировал, по крайней мере, часть своих моментальных снимков, фотографируя пластилиновые макеты на стекле. Чорвински указал также, что его трюки были вполне предсказуемы, поскольку «Док» опубликовал несколько книг, в которых защищал мистификацию и излагал методики фальсификации. Так как эти издания расходились среди фокусников, а не среди анималистов, они не привлекли того внимания, которого заслуживали. Короче говоря, «дело Шилса» еще раз показало, что даже самые, казалось бы, искренние очевидцы могут оказаться мистификаторами.
Не следует забывать и о возможности подделать кинокадры с той же легкостью, что и моментальные снимки незнаемого. Некоторые из ранних фильмов о чудовище Лох-Несса, сделанных оператором кинохроники Малькольмом Ирвином в 1933 и 1936 годы, снимались, судя по всему, с использованием макетов, буксировавшихся по воде. (Опять же Ирвину дьявольски повезло запечатлеть дважды на кинопленке чудовище, что должно было бы вызвать подозрения гораздо раньше.) Никогда не смолкали слухи о том, что самый, пожалуй, убедительный из всех «чудовищных» фильмов - двенадцатисекундный ряд кинокадров, снятых в 1967 году Роджером Паттерсоном и Роджером Гимлином шестнадцатимиллиметровой камерой и якобы показывающих взрослого Бигфута, запечатлел на самом деле «человека в обезьяньем костюме».
Мистификация - если речь все же идет о ней - представляется довольно утонченной, ибо на пленке явно запечатлена самка «Большой ноги» с отвисшими грудями. Ряд аналитиков указывал на реалистично выглядящую игру мускулов под шкурой, а Паттерсон и Гимлин подкрепили достоверность своего фильма несколькими гипсовыми слепками отпечатков ног, оставленных этим существом. И все же интересующийся Бигфутом антрополог Джон Ней-пьер утверждает, что в походке йети нет ничего, что не мог бы имитировать человек. Проведенное Марком Чорвински повторное исследование слухов об обезьяньем костюме подтвердило, что профессиональные гримеры Голливуда в целом считают этот фильм розыгрышем.
В этих обстоятельствах представляется логичным, что фотографии и фильмы о неведомом во всяком случае должны быть подкреплены другими доказательствами, что происходит нечто странное и что собранные многими парапсихологами и уфологами архивы и досье нуждаются в срочном переосмысливании.
Категория: Мистификации
Просмотров: 3013
Яндекс.Метрика