Мирабелли и другие "чудотворцы".
Нечего и говорить, как редко фальшивки включают создание опыта необычного рода и даже целых новых философий. Гораздо чаще устраиваются мистификации, призванные укрепить уже существующую веру. В самом деле, скептик может указать, что почти вся история спиритизма и парапсихологических исследований полна такими обманами. Это уж слишком, но справедливости ради следует заметить, что был поставлен под вопрос истинный источник всех эффектных физических воздействий медиумов, которые помогли нам составить представление о том, каким должен быть спиритический сеанс - от столоверчения до извержения эктоплазмы. Многих из физических медиумов, даже самых уважаемых, хоть один раз в их карьере, но подлавливали на мошенничестве. Среди самых поразительных можно, пожалуй, выделить случай Эусапии Палладино - малообразованной итальянки из города Бари и первой из новой породы медиумов. Сирота, мать которой умерла, когда она была еще ребенком, а отца убили разбойники, отправилась в 1866 году на север и устроилась нянькой в Неаполе. Говорят, что парапсихологичес-кое общество открыло ее странным, но весьма подходящим образом, когда известный итальянский исследователь пси-явлений Дамияни присутствовал в Лондоне на одном сеансе, на котором вызвали духа по имени «Джон Кинг». Дух рассказал, что в Италии Живет сильный медиум, являющийся его перевоплощенной дочерью. Дух даже назвал улицу и номер Дома в Неаполе, где работала Палладино. После того как ее открыл Дамияни, Палладино Удивила всю Италию, дав серию сеансов, во время которых предметы двигались и левитировали, казалось, сами по себе, музыкальные инструменты игради сами и просто из воздуха материализовались фигуры. Палладино продемонстрировала и свою феноменальную способность удлинять свое тело, подрастая иной раз дюйма на четыре за сеанс. Подобные беспрецедентные чудеса вскоре привлекли внимание ведущих современных парапсихологов, и медиума стали приглашать проводить сеансы в Лондоне, Париже и Нью-Йорке. Большинство из них проводилось в темноте, что стало уже традиционным, но иногда и при вполне приемлемом свете. На некоторых сеансах исследователи держали Палладино за руки или даже привязывали ее к стулу, дабы исключить всякую возможность мошенничества, но она проделывала такие феноменальные вещи, что озадачивала известных и весьма квалифицированных участников сеансов. Один из них - Эрколе Кьяйя писал: «Эта женщина поднимается в воздух, какие бы путы не удерживали ее внизу. Она как бы возлежит на пустом воздухе словно на диване. Она играет на... органе, карильоне, бубнах, как если бы их касались ее руки или дыхание невидимых гномов. Если поставить в углу комнаты сосуд со слоем мягкой глины, через какое-то время в ней обнаруживается отпечаток маленькой или большой кисти либо лица, с которого можно сделать гипсовый слепок». Какими бы убедительными они ни казались, совершенно очевидно, что результаты, которых добивалась Палладино, аналогичны тем, которые получают фокусники с помощью ниточек или помощников, и ее много раз подлавливали на жульничестве. Во время ряда сеансов, состоявшихся летом 1895 года в Кембридже в присутствии известного эстрадного мага Дж.Н. Маскелайна, засекли, как медиум поднимала стол своей ступней и пользовалась свободной рукой для создания эффекта левитации предметов. Разоблачали ее и во время сеансов, устроенных позже в США. Надувательство Палладино раскололо мир парапсихологии. Скептические критики утверждали: поскольку некоего медиума хоть раз поймали на обмане, будет только справедливо предположить, что и в других случаях результаты были сфальсифицированы. Приверженцы медиума - в том числе, следует напомнить, и выдающиеся парапсихологи, которые поймали ее на жульничестве, - парировали не менее убедительно: сеансы Палладино разнились по качеству в зависимости от времени и места их проведения, и в ряде случаев они были свидетелями поистине необъяснимых странных вещей. Палладино, уверяли они, прибегала к обману, дабы не разочаровать пришедших на ее сеансы, когда ей не хватало «внутренней энергии» или в иных неблагоприятных обстоятельствах. Случай с Эусапией Палладино показывает, как мы уже имели возможность убедиться, что содержание практически любого сложного явления предполагает его подлинность и доказывает его поддельность. По прошествии долгого времени уже невозможно сказать, были ли парапсихологи, контролировавшие ее выступления и объявившие их хоть и «с перерывами», но подлинными (даже если кое-кто из чих и относился скептически к ее претензиям), обмануты или они посчитали делом вкуса верить или не верить. Самым разумным было бы предположить, что в тех случаях, когда обман был обнаружен хоть раз, следовало в дальнейшем ужесточить контроль и не истолкозывать сомнение в пользу подозреваемой. Справедливости ради следует сказать, что редкие медиумы могли сравняться с Эусапией Палладино в достижении физических эффектов во время спиритических сеансов. Одного из них - бразильского медиума Карлоса Мирабелли также время от времени ловили на обмане. Мирабелли приписывали способность писать автоматически на двадцати восьми языках, произносить в состоянии транса речи на двадцати шести языках, материализовать и дематериализовать твердые предметы к даже духов умерших, а также играть в бильярд без рук. Сегодня напоминанием о его способностях служит сделанная приблизительно в 1934 году фотография, на которой он якобы парит с широко разведенными в стороны руками в воздухе в своем доме близ Сан-Паулу. Изучение наилучшего из доступных отпечатков свидетельствует о ретушировании в месте непосредственно под туфлями медиума, из чего исследователи заключили, что Мирабелли вовсе не левитирует, а стоит на ступеньке стремянки в то мгновение, когда была сделана фотография. После его смерти репутация этого короля парапсихологов была низведена до такого уровня, что под сомнение было поставлено большинство его достижений. Физический медиумизм - почти забытое сегодня искусство. Один из последних английских медиумов, уверявших в своей способности материализовать на сеансах предметы (а специализировался он на розах), был застукан с цветами, спрятанными в отделений для батареек его магнитофона - прямое указание на то, что большинство, если не все исполнители этого трюка, были мошенниками. |
|
Просмотров: 3745 |