Главная » Статьи » Легенды и мифы » Легенды и мифы Крыма |
Курбан-кая — жертвенная скала
Курбан-кая, напоминающая издали сахарную голову, замыкает один из гребней в верхней части Отузской долины. Если подойти к скале по дороге, идущей через лес, то можно различить теневые очертания человеческой фигуры. По долине отовсюду видна эта скала. Она отвернулась от деревни и склонилась к старокрымскому лесу. Точно задумалась. А если подойти к ней на восходе солнца с той стороны, станет видно, как на скалу взбирается огромный человек, одной рукой ухватился за ее вершину, а другой упирается в расщелину, и весь прижался к серому камню, чтобы не свалиться в пропасть. Говорят, то окаменелый пастух, чабан. Так говорят, а правда ли, нет, кто знает. Когда наступает праздник жертв, Курбан-байрам, наши старики смотрят на Курбан-кая и вспоминают о чабане. Чабанов прежде много было; каждый зажиточный татарин имел свою отару. Только лучше Муслядиновой не было в долине, потому что чабаном у Муслядина был Усеин, а такого чабана не знали другого. Знал чабан Усеин каждую тропинку в горах, каждую прогалину в лесу, каждый ключ в лощине. И Муслядин был так доволен им, что обещал ему свою дочь. Но Эмнэ была одна у Муслядина, а, когда имеешь одну дочь, чего не сделаешь ради нее. В сердце же Эмнэ жил давно другой, молодой Рефеджан, Арык-Рефеджан, как звали его в деревне за тонкий стан. Узнал об этом чабан Усеин, разозлился на Рефеджана, а через неделю так случилось, что упал Рефеджан со скалы и разбился на месте. Настал Курбан-байрам, принес чабан Усеин хозяину жертвенного барана и, когда рассказали ему, что убился Рефеджан, только усмехнулся. — Каждому своя судьба. И когда зарезал курбана, омыл в его крови руки, усмехнулся еще раз. — От отцов дошло: кто сам упадет, тот не плачет. Понравилось мудрое слово Муслядину, и подмигнул он чабану, когда проходила по двору Эмнэ. Тогда послал чабан старуху, которая жила в доме, поговорить с Эмнэ. — Хочет, чтобы ты полез на ту скалу, где убился Рефеджан. Влезешь, — пойдет за тебя, — сказала старуха. Почесал голову Муслядин. — Никто туда не мог влезть. — А я влезу. — Хвастаешь. Обиделся чабан Усеин и поклялся: — Если не влезу, пусть сам стану скалой. И видела Эмнэ, как на закате солнца стал взбираться чабан по скале, как долез почти до самой вершины и как вдруг оторвался от нее огромный камень и в пыльной туче покатился вниз. Пошли люди туда, думали, разбился чабан, но не нашли его, а когда на восходе солнца пришли снова, то увидели чабана, превратившегося в огромный камень. Говорят, когда долез чабан до вершины скалы, то увидел тень Рефеджана и окаменел от страха. И сказали наши татары, что на Курбан-байрам принес чабан сам себя в жертву Аллаху, и назвали скалу — Жертвенной скалой, Курбан-кая. Так говорят, а правда ли, нет, — кто знает! |
|
|
|
Просмотров: 416 | Рейтинг: 0.0/0 |
Славянская мифология [46] |
Мифы Северной Европы [72] |
Мифология древнего Рима [12] |
Мифы и легенды Египта [45] |
Мифология Азии и Ирана [28] |
Мифы и легенды Индостана [66] |
Мифы и легенды Греции [162] |
Легенды и мифы Крыма [96] |
Японская мифология [21] |
Мифы ацтеков и майя [23] |
Бразильские мифы [19] |
Легенды белых поселенцев Америки [15] |
Мифы бушменов [40] |
Мифы народов Океании [17] |
Легенды Австралии [13] |
Мифы Израиля [14] |
Кетские мифы и легенды [40] |
Татарские легенды [10] |
Китайская мифология [24] |
Подписаться на новости сайта