Главная » Непознанное, тайны, загадки » Цивилизации » Тайна идола Нокотиа. |
Тайна идола Нокотиа.
Древняя история Южной Америки известна далеко не так хорошо, как это может показаться при чтении специальной литературы. Считается, что индейским цивилизациям этого континента не была известна письменность. Однако целый ряд археологических находок свидетельствует об обратном.
В конце 1950-х годов в окрестностях озера Титикака, примерно в 80 км от столицы Боливии, города Ла-Пас, местный крестьянин нашел хорошо сохранившуюся каменную чашу диаметром около 80 см. Чаша попала в музей золота в Ла-Пасе, где была признана подделкой и отправлена в запасник. Причиной этому послужил тот факт, что по краям чаши, кроме антропоморфных изображений, были нанесены надписи неизвестными письменами. Только в 2000 году этой чашей, получившей название Фуэнте Магна, заинтересовались энтузиасты-исследователи Бернардо Яковазо и Фредди Аре. Их внимание привлекло не просто наличие надписи, но и ее определенное сходство с... шумерской клинописью! Тщательно изучив сосуд, они пришли к выводу о его подлинности, а опросив жителей местности, где она была найдена, выяснили, что подобные находки не являются большой редкостью. Исследователи пришли к выводу, что чаша содержит два текста: один выполнен клинописью, а другой представляет собой иной тип письма, но тоже похожий на клинопись. Они также предположили, что сосуд можно приблизительно датировать Шумеро-Аккадским периодом, т.е. второй половиной II тыс. до н.э. Затем исследователи обратились к американскому специалисту доктору Клайду Винтерсу с просьбой сделать перевод надписи. По версии Винтерса, который посчитал, что тексты на чаше написаны с использованием двух систем - шумерской клинописи и прото шумерских символов. Фуэнте Магна исследователи романтически окрестили "Розетским камнем Америки". Затем доктор Винтере осуществил перевод части надписей и получил следующий текст: "Приближение к будущему (кого-то) поддержано большой защитой Великого Ниа. Божественный Ниа устанавливает чистоту, устанавливает радость, устанавливает праведность. Это благоприятное пророчество для людей, стремящихся к чистоте и праведности, для всех, кто ищет его. Используй этот талисман, чтобы получить при пророчестве замечательный совет в храме. Справедливая святыня, помажьте эту святыню; вождь присягает, чтобы установить чистоту, благоприятное пророчество и праведность. Жрец раскрывает замечательный свет для всех, кто желает благородной жизни". Хотя перевод текста представлял определенные трудности, его ритуальная принадлежность не вызывала сомнения. Точно так же, как и сходство надписи сЧиумерской клинописью. Таким образом, встал вопрос о том, как данный артефакт оказался на боливийском плато в окрестностях озера Титикака. Пару лет спустя, исследуя в Музее золота чашу Фуэнте Магна, эксперты совершенно случайно обратили внимание на каменный монолит двухметровой высоты, т.н. идол Покотиа. Статуя оказалась покрытой во многих местах символами, которые поражали своим сходством с символами на чаше. Но если чашу долгое время считали подделкой, то в происхождении идола никто не сомневался, он явно относился к раннему периоду культуры Тиаунако и был найден боливийскими археологами в январе 2002 года. На идоле Покотиа надписи нанесены в трех местах: на передней части ног, на спине и под левой рукой. Доктор Винтере попытался перевести также и эти надписи, которые, по его мнению, тоже были сделаны с помощью прото-шумерских символов. Он выяснил, что статуя посвящена оракулу по имени Путаки. Некоторые американские ученые полагают, что обнаруженные надписи поддерживают версию о том, что шумеры прибыли в Южную Америку в поиске металлов, прежде всего олова, и называли эту область или регион Перу-Боливии не иначе как Оловянная Земля на Западе, или Земля Заката (названия, встречающиеся в известных шумерских текстах). Согласно этой версии, именно шумеры были теми, кто первый в данном регионе начал добычу и использование металлов. Однако данная версия имеет весьма существенные слабые моменты: слишком уж долог и труден путь от Древнего Шумера до озера Титикака, чтобы вести речь о каком-то серьезном торгово-промышленном сообщении двух регионов. Для того чтобы, плывя на запад из Месопотамии, оказаться в области озера Титикака, нужно как минимум преодолеть весь Индийский океан, обогнув Африку и весь Атлантический океан. Даже если сократить этот участок, проделав предварительно часть пути по суше и стартовав с побережья Средиземного моря, принципиального облегчения маршрута не получится, поскольку сложности начнутся позже. Надо обогнуть по морю мыс Горн на южной оконечности Америки, т.е. пройти регион, который славится своими непрерывными штормами. И пройти весь этот путь на весьма примитивных судах, хотя и современные корабли далеко не всегда успешно справляются с подобной задачей. И, наконец, пройдя вдоль западного побережья Южной Америки, подняться уже по суше на боливийское плато, на высоту почти 4000 метров. Альтернативный вариант: высадиться на атлантическом побережье Америки и преодолевать всю амазонскую сельву и высокогорную цепь Анд, что ничуть не легче. Конечно, можно было плыть из Месопотамии на восток через Индийский океан, заменив перечисленные трудности другими, сводящимися к необходимости проделать путь в несколько тысяч километров, пересекая Тихий океан без возможности пополнения запасов еды и пресной воды, но тогда отпадают названия Оловянная Земля на Западе и Земля Заката. Но дело не только в огромных расстояниях, разделяющих Месопотамию и Боливию. Цивилизация Тиаунако, к раннему периоду которой относится идол Покотиа, датируется первым тысячелетием н.э. И от шумерской цивилизации ее отделяют более 2 тыс. лет. Отсюда и возникает главный парадокс. В Боливии найдена статуя, чья подлинность и культурная принадлежность не вызывают сомнений. На этой статуе имеются надписи, сделанные письмом, которое на 2 с лишним тысячи лет старше и происходит с другой стороны земного шара. И это является научным фактом. Вот только современная наука не может такой факт объяснить. Действительно, ведь для этого необходимо пересмотреть всю хронологию древних индейских культур Боливии, удревнив их на несколько тысячелетий. Либо предположить, что создатели цивилизации Тиаунако имели свою систему письма, основанную на тех же принципах, что и клинопись месопотамских культур, что также является необъяснимой гипотезой. Прочтение древних текстов, особенно тех, что написаны на ныне мертвых языках, до сих пор представляет собой значительную проблему. Но это не может отменить уже имеющихся научных фактов. А наличие надписей на артефактах древних культур Боливии является именно таким фактом, и их осмысление и правильная интерпретация способны кардинально изменить наши представления о времени и процессе формирования древнейших цивилизаций этого региона. |
|
Категория: Цивилизации | |
Просмотров: 1911 |