» » » Тимбукту

Тимбукту

Тимбукту

     В эпоху позднего Средневековья не было в Черной Африке другого города, столь часто заставлявшего европейских ученых приходить к фантастическим заключениям, как легендарный Тимбукту. Его описание впервые встречается в арабских хрониках. “Гаванью в пустыне” назвал Ибн Хальдун это необычное поселение на перекрестке пяти караванных путей, по которым переправлялись на южный край Сахары несметные сокровища. В каталонском атласе времен Карла V город был обозначен как “Тенбух”, а в 1426 году итальянский географ Беккари сообщал о “Тумбетту”, очевидное богатство которого угадывалось в мечетях с высокими башнями, в украшенных золотом дворцах.
Шотландец Лейнг был первым европейцем, в начале XIX века добравшимся до этого города в верхней излучине Нигера. Свой отчет он никому передать не сумел, потому что на обратном пути был убит людьми из его же отряда.

   Переодетый арабом французский путешественник Рене Кайе в 1828 году прибыл в окутанный легендой город, где к своему удивлению вместо сверкающих золотом дворцов обнаружил лишь грязные, полуразвалившиеся глинобитные домишки и жестокую нужду.

   Наиболее точное описание Тимбукту принадлежит перу немецкого путешественника Генриха Барта: в середине прошлого столетия он прожил там целый год. Описание Бартом людей, торговли и архитектурного стиля даже сегодня почти не утратило достоверности.
Прошлое Тимбукту теряется во тьме истории. Основанный, видимо, в XII веке поселок “Колодец стражницы Букту” (”Тим” на туарегском языке означает “колодец”) сначала был просто местом отдыха пастухов-туарегов, перемещающихся между Нигером и пустыней.
Постепенный расцвет Тимбукту начался после покорения верховьев Нигера народом малинке (иногда его называют мандинго). Берберы-мусульмане из родственного маврам племени мессуфа, черные рабы и арабские торговцы поселились в разделенных по этническому принципу кварталах. Столица государства Мали быстро превратилась в значительный торговый центр. Из родственного города Дженне купцы привозили золотой песок, слоновую кость, кожу, орех колы и рабов на перевалочный пункт Тимбукту, откуда и товары, и люди переправлялись через Судан в северном направлении. Обратный поток обеспечивал Тимбукту солью, шелковыми тканями и другими предметами восточной роскоши.

"Суданский гуманизм".

   В 1325 году паломник Канхан Мусса на обратном пути из Мекки надолго остановился в Тимбукту и украсил город великолепными дворцами и мечетями. Тогда и была построена возле Мадуга, резиденции местного правителя, мечеть Джингеребер - прямоугольная в плане, с плоской крышей и глинобитными колоннами. Полностью выдержанный в “суданском стиле” приземистый конический минарет сужается кверху и увенчан сглаженными ветром и непогодой глиняными башенками. По углам здания были построены многочисленные глиняные башни в форме сахарных голов. Во дворе - захоронения арабов из нынешнего Алжира.
Благодаря основанному позже университету (он, как утверждают, насчитывал 20000 студентов и состоял из 180 медресе) Тимбукту превратился в знаменитейший учебный центр мусульманской части Западной Африки. Ученые родом из Феса и Каира стали основателями “суданского гуманизма”, завоевав прочную славу главным образом в области риторики, правоведения, толкования Корана и медицины. Кроме того, они собрали обширную библиотеку.

Мечеть солеторговцев.

   Приземистым минаретом пирамидальной формы выделяется вторая мечеть, Санкоре, в северо-восточной части города. Ее архитектурное решение было доверено андалузскому поэту Эс-Сахели. Эта мечеть, расположенная в бывшем квартале крупных солеторговцев, как и Джингеребер, была полностью перестроена в XVI веке. Она выделяется примечательным фасадом: декоративно вынесенные вперед, выступающие угловые столбы из обожженной черепицы украшены выступающими капителями. Входные двери в мечеть, северо-восточную часть которой все сильнее засыпает песок, украшены древним мавританским орнаментом. В XV веке транс-сахарсая торговля пережила невиданный подъем: у португальских и итальянских купцов, которые получали благородный металл от своих магрибских коллег, страсть к золоту стала попросту непомерной. С вторжением марроканцев блистательный период истории Тимбукту завершился. После изгнания религиозной элиты число жителей стремительно уменьшилось, и в 1780 году Тимбукту был завоеван французами.

Старинные дома горожан.

   О былом великолепии Тимбукту можно и сегодня составить впечатление по мало изменившимся жилым домам XV и XVI веков; узкие карнизы и фризы из песчаника или обожженной черепицы разделяют фасады по горизонтали. У более старых построек еще встречаются традиционные, искусно выпиленные полуциркульные мавританские окна по марокканскому образцу. Витиеватые резные узоры, частью окрашенные красным и зеленым, украшают деревянные дверные рамы жилых домов, куда входишь через просторный вестибюль без окон. Над стенами, выкрашенными белой или небесно-голубой краской, мастера возводили крыши из коротких жердей: дерева в Сахаре, конечно, всегда не хватало. Глинобитные полы посыпаны мелким чистым песком.
Категория: Цивилизации
Просмотров: 1191
Яндекс.Метрика