Главная » Непознанное, тайны, загадки » Цивилизации |
Наска тонет в… версиях
Наска тонет в… версиях ВЗГЛЯД СВЕРХУ Слово Nasca означает «место, где тяжко жить». Но древние обитатели пустыни Наска выживать умели. Например, строили систему акведуков, направляя воду подземных источников к своим посевам. А для расчистки засоров в подземных водных путях создавали специальные проходы, постепенно уходящие спиралью вниз на глубину до шести метров. Инженерная мысль древних строителей поражает даже наших современников. Древнее кладбище под названием Чаучилья находится приблизительно в 20 милях к югу от города Наска. Люди мирно покоились здесь всего лишь столетие назад, когда грабители начали осквернять захоронения. В поисках глиняной посуды или тканей они разбрасывали человеческие кости по всей пустыне. Там многие из них остаются и доныне. Мумии возвращены лишь в 12 могил, открытых для осмотра. На песке - позвонки, ребра, пряди волос... Мумии захоронены в позе зародыша. У многих были длинные волосы, некоторые черепа все еще украшены прическами. Сцена не для слабонервных. Душераздирающее впечатление производят мумии детей - даже и сейчас, столетия спустя. Теперь стараниями археологов все черепа, как и раньше, обращены лицом на восток, будто ждут восхода солнца и возрождения из мертвых... В аэропорту Наски туристы выстраиваются в очередь, чтобы за 25 минут (и 50 долларов) осмотреть пустыню сверху. Самолетики в основном четырехместные - пилот плюс трое пассажиров. Перед взлетом всем дают схему маршрута, охватывающего приблизительно дюжину фигур, которые предстоит увидеть. Пилот запрашивает у диспетчера разрешение на взлет. Через какие-то минуты город уже позади, и начинается пустыня. Загадочные линии, складывающиеся в рисунки, простираются по всей ее поверхности. Их буквально тысячи, и они покрывают сотни квадратных километров, но только маленький процент их формирует распознаваемые фигуры. Самолет то снижается, то поднимается, голова начинает кружиться, некоторым пассажирам приходится нюхать нашатырь. Но предстоит еще увидеть паука, колибри, попугая и другие фигуры. Наконец самолет делает последний круг и возвращается в город. Кое-кто вытирает холодный пот. Но стоило ли терпеть такие муки - жару, тряску в автобусе, всякие мелкие неудобства, этот рискованный полет? Ведь рисунки пустыни Наска так и остаются тайной! ЧАЕВЫЕ ПРИВЕТСТВУЮТСЯ! Современный город Наска, где выпадает менее дюйма (2,54 см) осадков в год, обязан своим процветанием именно этим таинственным древним знакам. Благодаря им город полюбили туристы и... авиаторы: более дюжины авиакомпаний предлагают свои самолеты - садись и обозревай все сверху! Для туристов побогаче организуются настоящие эффектные аэрошоу. Такие полеты стали отраслью экономики. На приборной панели самолета - рукописная табличка на шести языках: «Чаевые приветствуются!» Неплохо для пыльного городка с населением приблизительно 20 тысяч человек, расположенного в 450 километрах к югу от Лимы, в шести часах езды автобусом. Статуи, соответствующие фигурам в пустыне, украшают городскую площадь. Рисунки этих фигур - повсюду. Удлиненный силуэт колибри - на вывесках магазинов, а изящная ящерица - на здании муниципалитета. На тротуарах солнце отражается в медных инкрустациях обезьяны и паука. В туристской программе обычно фигурирует ночное посещение планетария. Магазинчик сувениров в фойе планетария бойко торгует шарфами из альпаки, глиняной посудой а-ля Наска и всяческими безделушками. Слышится музыка перуанской флейты, огни гаснут, и ты слушаешь рассказ о предполагаемой связи загадочных фигур с небесными созвездиями. Но это - лишь одна из версий. ПОНЯТНО - КТО. НО ЗАЧЕМ? У каждого приезжающего уже есть своя любимая гипотеза об этих рисун-ках. Что-то ты прочитал. Что-то рассказал знающий попутчик. А что-то - гид. Ведь гипотез более тридцати! Таинственные линии - это астрономический календарь, считают одни. Но лишь 20-30% изученных линий и полос более или менее ориентированы на небесные объекты. Уже выяснено, что с помощью фигур Наски нельзя предсказать ни лунные, ни солнечные затмения, а из 186 направлений отдельных линий и контуров только 39 ассоциируются с Луной и Солнцем. Но это - сейчас. А 20 веков назад (именно тогда пустыню украсили «росписью») с направлениями на яркие звезды совпадало максимум 6-7 линий. Негусто... А у многих любителей таинственного есть своя излюбленная версия: здесь была посадочная площадка НЛО! На этом лет сорок назад настаивал журналист Эрих фон Деникен в своем бестселлере «Колесницы богов». Критиков было много. Но когда ты сидишь в «сессне» и видишь, что снизу на тебя смотрят совиные глаза... «астронавта», ты уже и не знаешь, что думать. Одна из его рук указывает на небо, другая - на зем-лю. Его глаза смотрят прямо в твои. «Погляди на меня, - как бы говорит тебе этот 1500-летний «астронавт» 30-метрового роста, - ты можешь разгадать мою тайну?» А что тебе уже известно об этой тайне? Лишь то, что когда-то жившие здесь люди зачем-то создавали линии и рисунки на зем-ле. И ты недоумеваешь: ведь единственный способ увидеть все это - с воздуха. Но как люди, жившие здесь еще до инков, делали эти изображения, не будучи в состоянии летать? А если они не могли оценить свои творения сверху, то какой же смысл было их создавать?.. АД ЗАМОРОЖЕННОЙ МАТЕМАТИКИ Рисунков здесь известно более тридцати. Но не в них главная загадка пустыни Наска, а в линиях и полосах, перерезающих пустыню во всех направлениях. Таких линий более 13 тысяч! Да еще около 700 геометрических фигур - треугольников, трапеций, спиралей. Вот это все - для чего? Американский исследователь Джеральд Хоукинс назвал рисунки пустыни Наска «адом замороженной математики». Идеально ровные линии убегают за горизонт, пересекают высохшие русла рек, взбираются на холмы и спускаются в овраги, и при этом ничуть не отклоняются от своего направления. Как можно было добиться этого на такой пересеченной местности? Алла Тарасовна Белоконь, российский исследователь, радиофизик и член Уфологичекой ассоциации, выдвинула гипотезу, что все эти изображения могли быть выполнены только с воздуха - воздействием на грунт потоком направленной энергии неизвестной нам природы. В качестве аналога она приводит круги на полях, появляющиеся сегодня во многих странах мира, в том числе и в России. Иначе говоря, она считает, что фигуры пустыни Наска - это следы рисующего луча. Она же подсчитана; что для создания комплекса этих фигур вручную потребовалось бы 100 000 человеко-лет! А если предположить, что все-таки это делали вручную, то возникнет другая загадка. Для создания линий и фигур на выжженной солнцем земле требовалось «всего лишь» снять ее верхний осадочный слой. Бурая, каменистая почва удалялась, а под ней обнажалась гораздо более светлая основа. И хотя глубина борозд не превышает 30 сантиметров, ширина отдельных полос - до 100, а то и до 200 метров! Для прокладки многокилометровых линий необходимо было вынуть 10 тонн земли и камня! Куда же подевались тысячи кубометров вынутой породы? А вот это неизвестно. Может быть, грунт «высасывали» и увозили с собой те, кто разрисовывал пустыню сверху - лучами? ПРОЧИЕ ЗАГАДКИ Вот загадка, которая стоит особняком. Придорожная пожарная вышка дает возможность разглядеть две фигуры - дерево и пару рук. Как у «астронавта» или у обезьяны, эти две руки имеют только девять пальцев. Почему не десять? Это - тоже мистика. Вот одно из объяснений, предлагаемое гидом: в Наска бывает по девять месяцев немыслимой летней жары, отсюда и девять пальцев на руках. Версия? Да. Но странная... Многие считают, что подобно большинству памятников старины линии и рисунки пустыни Наска (в том числе и девять пальцев) имели культовое значение. Однако любые ритуальные объекты должны бы, прежде всего, воздействовать на чувства людей. А ведь эти загадочные изображения с земли не воспринимаются. Иначе говоря, ставка делалась на «небесных зрителей»? Но, может быть, инопланетяне тут и ни при чем? Возможно, те древние люди - скажем, неандертальцы - сумели достичь высокого уровня развития и все-таки научились летать? Скажем, на прирученных ящерах? Или на воздушных шарах, наполненных горячим воздухом? Или на дельтапланах? Ведь такая гипотеза тоже рассматривалась и как будто даже была доказана? Тогда рисунки Наски - это дорожные указатели и карты для воздухоплавателей? Смелая версия. Да. А иначе как объяснить отсутствие тропинок, протоптанных теми, кто годами ходил сюда на работу, создавая десятки тысяч геоглифов? А ведь поверхность плато такова, что на ней тотчас остаются следы! Да, тропинки можно найти на склонах холмов, где раньше бывали местные крестьяне. Но никаких троп, оставленных тысячами ног строителей, на самом плато Наска не обнаружено! Значит, придется отвергнуть и гипотезу о том, будто изображения создавались простыми землекопами. А что, если рисунки вовсе и не были предназначены для людей, живших в данном регионе? Тогда для кого? Может быть, это своего рода огромная книга, создатели которой надеялись, что в далеком будущем кто-то сможет прочесть послания, написанные на универсальном языке математики? Нам пока трудно представить смысл заложенной в них информации. Да и для нас ли она оставлена?.. А пока мы этого не знаем, главное - сохранить то, что есть. Между тем уже идет разрушение. Так, при создании Панамериканского шоссе просто разрезали пополам 188-метровое изображение рептилии, безвозвратно уничтожив часть рисунка... |
|
Категория: Цивилизации | |
Просмотров: 1708 |