Обычаи Поры Урожая в Уэльсе

Обычаи Поры Урожая в Уэльсе

     Собрания на вершинах холмов или у озер в начале августа в Уэльсе не были связаны, по крайней мере, последние три века, с праздником начала урожая, таким как Лунаса в Ирландии.

Есть записи, что в части Кардиганшира, которая сейчас называется Кередигион, проводилось празднование, связанное с овцеводством. Этот праздник известен как  ffest y bugeiliaid, что означает «праздник пастухов». 12 Августа (1 Августа по старому календарю, который существовал до 1752 года) пастухи (зачастую это были юноши, которые нанимались с апреля по октябрь присматривать за стадами на летних пастбищах) приносили еду на вершину холма и устраивали пиршество, после этого до темноты они участвовали в различных состязаниях и играх, чтобы померяться силами.
В южном Бреконшире был обычай в первое воскресенье августа между обедом и ужином скакать на лошади до Брекон Биконз, в тот же день в Кармартеншире посещали озеро Ллин-и-Фан-Фах. Люди говорят, что видели как однажды из озера вышла женщина фейри со стадом рогатого скота, которая вышла замуж за местного юношу, а животные значительно повысили благосостояние их семьи. Джон Рис беседовал с пожилой женщиной, которая посещала собрания у Ллин-и-Фан-Фах еще в 19 веке. Она рассказала ему о тысячах людей, которые приходили к Озеру Маленького Сигнального Холма в первое воскресенье августа, а когда она была молодой, то часто слышала, как старики рассказывали, что когда озеро волнуется, а вода в нем бурлит – это предвестие того, что появится Дева Озера и её скот.

Эти собрания позднее превратились в инакомыслящие религиозные собрания.

Праздник Урожая, тем не менее, сопровождался большим количеством  обычаев и практик.
Необходимой для жатвы урожая была практика взаимопомощи между фермерами и соседями по общине. Fedel wenith илиПраздник Жатвы проводился по образу праздника  Cymhortha (1 марта), что было характерно для средневекового общества Уэльса. Мелкие землевладельцы помогали друг другу, также и крупные фермеры в обмен на подарки предоставляли в пользование свой транспорт или несколько рядов картофеля.

Праздник Урожая был так же частью Праздника Жатвы зерна. В разных частях Уэльса этот праздник назывался по-разному, вот, к примеру, три из них: ffest y pen – конец праздника урожая, cwrw cyfeddach – пивная пирушка, boddi’r cynhaeaf  - утопление урожая.

Праздник Урожая был вознаграждением для тех, кто трудился на полях. В Кармартеншире на ужин подавалось блюдо whipod, которое состояло из риса, белого хлеба, изюма, смородины и патоки. Поблизости от Кардиганшира в 1760 году, как сообщал один фермер, после уборки ржи, в которой участвовало 50 соседей, последовал праздник, на котором был подан котел говядины с бараниной, картофелем и похлебкой, пудинг из пшеничной муки, около 20 галлонов светлого эля, и более 20 галлонов пива. После еды обычно наступали танцы под музыку скрипачей, которые также сопровождались потреблением пива и курением табака.

Еду на время сенокоса и праздник рабочим охотнее поставляли с теневой части поля. Овес стал основным продуктом питания, так как эта культура наиболее хорошо росла в климате Уэльса. Огромное количество блюд готовилось с использованием овса в качестве основного ингредиента. Sucan blawd готовилось из овсяной муки, вымоченной в воде до состояния брожения, и затем эту муку цедили и варили. В итоге получалась бледно коричневая желатинообразная масса, которую ели обычно с молоком. Это блюдо, а также картофель и  хлеб и составляли праздничный стол. Siot, овсяный пирог размолотый и замоченный в пахте был любимым напитком в период сбора урожая, так как хорошо утолял жажду и придавал сил.

Некоторые обычаи Праздника Урожая берут своё начало с дохристианских времен и носят оттенок сексуальности или плодородия.  Rhibo, игра, проводимая в Кармартеншире, проходила с участием шести мужчин, стоящих в два ряда по трое друг напротив друга, которые держались за руки с человеком напротив. Мужчина и женщина ложились на руки этих мужчин, и их подбрасывали несколько раз в воздух. Время сенокосов тоже отмечались играми с сексуальным оттенком.  Любой, кто заходил на поле был схвачен людьми противоположного пола, связан сеном, и не отпускался до тех пор, пока не выполнит какое-нибудь условие. Для женщин этот обычай назывался «нарядить в зеленое платье», а для мужчин «растянуть спину». Другое название в Кармартеншире звучало как awr ar y gwair, час в сене.

Другой ритуал имеет свой аналог в Ирландии, а также в Европе, и представляет собой остатки древнего ритуала изобилия. Этот обычай известен как caseg fedi, кобыла жатвы. Когда все зерно убрано с поля, кроме последнего снопа, это сноп разделяют на три части и сплетают. Жнецы берут свои серпы и с некоторого расстояния кидают в плетеный сноп. Тот, кто срежет сноп произносит такие стихи:

Bore y codais hi,
Hwyr y dilyn hi,
Mi ces hi, mi ces hi!

(Рано утром я напал на её след,
Поздно вечером я последовал за ней,
Я поймал её, я поймал её)

Остальные жнецы спрашивают:

Beth gest ti?

(Кого ты поймал?)

Ответ таков:

Gwrach! gwrach, gwrach!

(Ведьму! Ведьму! Ведьму!)

Считалось честью оказаться тем, кто срезал caseg fedi, и мужчину часто награждали за это. Тем не менее, он не только должен был срезать сном, но и внести его в дом не намочив, минуя группу женщин, которые старались плеснуть водой на сноп. Часто жнец пытался спрятать «кобылу» под одеждой, проходя мимо женщин, и часто оказывался без одежды при входе в дом. Если ему удавалось пронести сноп в дом сухим, то в награду он получал столько пива, сколько мог выпить или шиллинг. Если же это ему не удавалось, то награды он не получал и за столом сидел не во главе, а с низшими членами общины.

Сноп вешали в доме как символ того, что весь урожай был собран. В некоторых частях Уэльса сноп вешали на балку в амбаре или на ветви дерева. Иногда его несли на соседнюю ферму, где еще не успели собрать урожай, и бросали перед главным рабочим. Часто это задание давали самому быстрому мужчине на случай, если за ним будет погоня, иначе, если его догоняли, то связывали руки и ноги  соломой и бросали в реку. Другой вариант, жнец должен незаметно проникнуть с «кобылой» в дом фермера не намокнув, при удаче ему давали шиллинг, при неудаче его ждала расплата.

«Кобыла» могла олицетворять все изобилие урожая, сосредоточенное в последнем снопе. В некоторых частях Уэльса был обычай смешивать зерна с последнего снопа с зернами, которые сеяли на следующий год, чтобы они «научили как расти». В Ирландии последний сноп ассоциировался с зайцем, так как эти животные часто в нем прятались. В Ирландии жива знаменита история о том как ведьма превратилась в зайца, чтобы украсть молоко, поэтому последний сноп там часто называют зайцем или cailleach (Каллех, ведьма). Возможно, что ассоциация снопа, который срезают, с зайцем, животным, которое крадет еду, олицетворяет победу человеческих земледельческих сил над хаотичными и недоброжелательными силами природы в образе зайца. В Уэльсе практика вноса снопа с дом мужчиной, который не должен быть намочен женщинами, тоже может представлять спасение урожая от таких сил природы, как дождь и шторм, что актуально и по сей день.

С изобретением в 19 веке жнейки-сноповязалки необходимость сотрудничества фермеров отпала, а этим постепенно умерла и традиция Праздника Урожая.


Валерий Качмарик


     Понравилась статья?
Оставьте Ваш комментарий или поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях.


Категория: Великие праздники друидов | Просмотров: 3556 | Рейтинг: 5.0/2
Яндекс.Метрика