Праздник 1 августа на о. Мэн

Праздник 1 августа на о. Мэн

     Праздник 1 августа, а после смены календаря – 12 августа, называется Laa Luanys или Laa Lunys (День Луаниса). Название этого праздника, вероятно, изначально ассоциировалось с кельтским богом Лугом,  воспитанным, как говорят, при дворе Мананнана, который тесно связан с островом Мэн. В Ирландии этот праздник называется Lugnassad (Лунаса) или Свадьба Луга, во время которого проводилась ярмарка, игры и спортивные состязания. На острове Мэн также проводилась ярмарка в Сантоне. По словам профессора Риса, этот праздник был «величайшим событием летней половины года, который происходил между майскими празднованиями и праздником начала зимы. Кельтский год был скорее термометрический, нежели астрономический, и Лунаса, так сказать, был «летним солнцестоянием». Со временем ярмарку перестали проводить, но обычай посещать холмы и священные источники в этот день не изжил себя.

В настоящее время возле священных колодцев и источников находятся церкви, так как христианские отшельники часто строили свои кельи рядом с источниками, поскольку вода была им необходима для жизни и для крещения своих последователей.  Некоторые из колодцев были особо почитаемы, так как считалось, что их воды обладают целебными свойствами, а также защищают от колдовства ведьм и фейри. Страждущие кидают маленькую монетку в колодец, пьют воду, читают молитву, в которой перечисляют свои болезни, а затем украшают колодец или дерево, что растет подле него, цветами, лентами и другими вотивными предметами. Они верят, что когда цветы засохнут, или ленты сгниют, то их болезни будут исцелены. Этот обряд проводится на Острове Мэн столько, сколько люди себя помнят. Есть колодец в Гоб-и-Волли, который называется Chibber Lansh, он состоит из трех бассейнов. Воду из этого колодца использовали для лечения болезней глаз. Лечение эффективно только в том случае, если больной пришел в воскресенье, обошел трижды вокруг каждого бассейна и сказал  Ayns enym yn Ayr, as y Vac, as y Spyrryd Noo (Во имя Отца, Сына и Святого Духа), а затем приложил воду к глазам. Все эти колодцы, а также священные деревья, что растут подле них, почитались еще задолго то того, как пришли отшельники с новой религией.

Церковь пыталась побороть эту традицию, но ей это не удалось, и священники изменили её согласно своей вере. День этого обряда перенесся с 1 августа на первое воскресенье этого месяца. Следующий отрывок представлен из записей Церковного Суда, сделанных викарием и церковным старостой прихода в Лонане в 1732 году, что показывает, как распространен был этот обычай в то время.
«Викарий и церковный староста представляют Суду свидетельства о суеверии и грешном обычае, который ежегодно практикуется молодыми людьми (а также людьми зрелого возраста) из соседних приходов. В первое воскресенье августа они ходят на гору Снэфелль, где (как нас информировали) большую часть дня ведут себя оскорбительно и непристойно. Тем не менее они умоляют Суд найти способ положить конец этому нечестивому обычаю.» Суд (консисторский) в заключение постановил: «это оглашение должно быть обнародовано каждый год в два последних воскресенья июля министром … , что кто бы ни был найден оскверняющим День Господень этими грешными суевериями  заслужит суровое церковное порицание; а министру с церковными старостами таким образом требуется делать все возможное для разоблачения людей виновных в этом деянии и отправлять официальные жалобы епископу».

Но эти методы не принесли пользы в борьбе с этими «суевериями и греховными обычаями», также бесполезными были и обвинения епископа Уилсона, так как обычай был крайне распространен в 1820 году и существует до сих пор. Говорят, что в 1820 году проповедник, по имени Гик, пришел в Южный Бэрулл и запретил людям соблюдать их обычаи. В результате традиция почти исчезла, но несколько людей в первое воскресенье после 12 августа продолжали подниматься на гору, притворяясь, что ищут ягоды, а некоторых видели крадущимися к колодцам. Теперь господствует мнение, что традиция посещения холмов связана с дочерью Иеффая, которая пошла на холм, а дочери Израильские последовали за ней. Эта версия была широко пропагандирована проповедниками, чтобы суеверие превратить в христианскую церемонию.

Праздник урожая.
Когда лендлорд или фермер приходил на поле в первый раз во время уборки урожая, была традиция связывать его с помощью sugganes, или веревок из соломы и не отпускать пока он не заплатит откупные. На острове Мэн праздник урожая называется yn mheillea или yn meailley (дом урожая). «Хотя» - пишет Гилл - «если быть более точным, это название венка, сплетенного из последней пригоршни зерна, которую срезали и придавали ей форму того, что было рождено Церерой. Эту фигурку, украшенную лентами, несли впереди себя жнецы и кричали вместе со все процессией yn meailley или meilley, праздник жнецов, от слова meail». «Meail» - он добавляет – «это все сообщество жнецов». Эта фигурка, так смутно описанная Гиллом, называлась yn moidyn, Дева, и была сделана из соломы, украшенной лентами и цветами. Её несла Королева Meailley (Королева Дома Урожая), девушка, выбранная среди работниц, обычно самая молодая из них, на самую высшую часть поля, куда помещали фигурку и сердечно приветствовали.

Также существовала традиция обрезать пучок колосков с последнего снопа зерна длиной примерно 12 дюймов. Этот пучок зерна называли baban ny mheillea, кукла урожая, или просто  yn mheillea, урожай. Он был около 4 дюймов в диаметре. Его наряжали как женщину. Колоски представляли голову и лицо, а стебли – туловище. Его помещали над камином в доме у фермера и не перемещали вплоть до следующего урожая. Это традиция исчезла не так давно, но до сих пор можно увидеть в домах фермеров над камином маленький пучок колосков, правда уже не наряженных. Большой сноп изначально приносили с поля вместе с moidyn, Девой, когда последний пучок зерна помещали на его верхушку. Затем его помещали в амбар с шумом и весельем, и хранили его там до следующего урожая. После этого все собирались на ужин, который устраивал фермер, где все радовались и веселились. Отличительно чертой праздника была Laare-vane, белая кобыла. Вносили голову лошади, сделанную из дерева. Её нес человек, накрытый белой простыней, и с помощью веревки он щелкал ртом лошади. Он бегал вокруг гостей и щелкал ртом, пока они не выгоняли его из комнаты, после очень грубой игры. Процессия с Девой в настоящее время не проводится, а само слово напоминает лишь об ужине в честь урожая.


Валерий Качмарик


     Понравилась статья?
Оставьте Ваш комментарий или поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях.


Великие праздники друидов 2686
Яндекс.Метрика