Гибель Чульчуапы

Гибель Чульчуапы

     Около 5 тысяч лет со времени изобретения письменности, в хрониках и летописях разных племён и народов нашей планеты время от времени появляются сообщения о гигантских природных катастрофах, которые влекли за собой смерть и разрушения, а порой и бесследную гибель целых культур и цивилизаций. В анналах истории встречаются немало трагических случаев подобного рода. Древние крепости и замки Средней Азии, погребённые в песках, исчезнувший загадочным образом город Итиль в низовьях Волги - столица Хазарии, по непонятным причинам заброшенные города в джунглях Мексики, пришедшие в упадок великолепные столицы протоиндийской цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппа - список этот бесконечен. Гибель их загадочна, но всегда так и иначе связана с какими-то природными процессами.

       Что на сегодняшний день знает наука о грозных явлениях природы, которые обрушивались на человека в глубокой древности, за несколько тысяч лет до настоящего времени? Разнообразна и своенравна природа Мексики и Центральной Америки. "Полные удушающих испарений джунгли, выжженные солнцем каменистые нагорья, где днём палит зной, а ночью замерзает вода, грозные вулканы, частые землятресения, хищные звери и ядовитые змеи - такова была среда, в которой вынуждены были жить индейцы", - отмечает историк В.Полевой. Местные индейцы жили в постоянной борьбе с последствиями засух, наводнений, землятресений, вулканических извержений, губительных эпидений и т.п. Легенды индейцев о потопах и землятресениях - это память о реальных бедствиях, постигших в разное время различные народы и племена доколумбовой Америки.

   Какое же влияние в действительности оказывали эти природные катастрофы на исторические судьбы древних племён и народов? Археологические открытия на территории Сальвадора позволили с поразительной достоверностью и полнотой проследить, как отразились два таких стихийных бедствия на развитии доиспанских культур местных индейцев. На западе небольшой центральноамериканской республики Сальвадор, в долине реки Рио-Пас, находится Чульчуапа - один из крупнейших археологических памятников юго-восточной горной зоны древних майя. Сейчас там огромное скопление оплывших пирамидальных холмов из глины и земли, кучи хозяйственного мусора и обломки причудливых каменных скульптур. Но в древности Чульчуапа была большим и процветающим поселением горных племён майя, их важным ритуальным, политико-административным и торгово-ремесленным центром. Раскопки вскрыли в центре Чульчуапы ансамбли величественных каменных храмов, стоящих на плоских вершинах ступенчатых пирамид. У их подножия найдены ряды стел и алтарей с рельефными изображениями и иероглифами. По всем внешним признакам - большая территория, значительное число жителей, монументальная каменная архитектура, развитое искусство, письменность и календарь - поселение Чульчуапа приближалось уже к статусу подлинного города. И это было в конце 1 тысячелетия до н.э., задолго до появления городов в других областях майя. Горные племена майя, казалось бы, вот-вот должны были вступить в эру государственности и цивилизации. Но этого не произошло.

       На юго-восток страны внезапно обрушилось ужасное стихийное бедствие - сильное извержение вулкана. Гибель Чульчуапы произошла внезапно. Мощные слои белого вулканического пепла, словно саваном, окутали дома и святилища. Жители спешно оставляли свои дома, спасаясь от разбушевавшейся стихии. Последствия этой катастрофы давали о себе знать в течение многих веков: жизнь в Чульчуапе возобновилась лишь спустя несколько столетий. Реальный ход этих событий реконструирован учёными с достаточной полнотой. Судя по характеру и толщине вулканических отложений, извержение Илопанго протекало в три этапа. Сначала из туч выпадали довольно крупные частицы пемзы. Они покрыли всё пространство в радиусе 50 километров тонким слоем в 1-2 сантиметра, а у подножия вулкана - до 40 сантиметров. Затем начались интенсивные пеплопады из туч, а мощные потоки раскалённых газов, пепла и пемзы катились по склонам гор, сжигали на своём пути посевы, погребали леса и селения. Как след этого, сейчас можно увидеть слой пепла толщиной в 20 сантиметров на площади радиусом до 77 километров. И наконец, третий этап: снова выбросы газа и пепла довершили опустошение территории, прилегающей к Илопанго. Толщина отложений белого пепла на этот раз достигала в среднем 0,5 метра, а вблизи источника извержения - от 9 до 50 метров.

       Как же отразилась эта сильнейшая катастрофа на судьбах населения горных юго-восточных районов майя, на судьбе майя в целом? За один день край с роскошной тропической растительностью превратился в белую пустыню, почти без признаков жизни. Что же тогда случилось с людьми? Нет, жителей Чульчуапы и многих других посёлков, расположенных всё-таки на некотором удалении от Илопанго, не постигла печальная участь обитателей Помпеи и Геркуланума. Их дома не были засыпаны до самых крыш вулканическим пеплом, не были затоплены грязевыми потоками или сожжены огненной лавой, и многие жители, вероятно, спаслись.

       Но как мог после такой ужасной катастрофы земледелец майя, вооружённый каменным топором и палкой с заострённым концом, возделывать свои поля, если кругом, на площади более 3 тысяч квадратных километров, лёг слой пепла в 20 сантиметров толщиной? Около 30 тысяч человек в одно мгновенье потеряли все средства к существованию. Чтобы избежать неминуемой голодной смерти, они вынуждены были покинуть родные места и искать спасения в соседних областях, не пострадавших от извержения. Археологические исследования показывают, что так оно и было. Близ рубежа нашей эры культура горных майя переживает явный упадок, а многие селения прекратили своё существование. В это самое время жители северной лесной зоны майя вступили в полосу своего наивысшего расцвета, в так называемый классический период.

       У исследователей появилось предположение, что переселение части горных майя на север после извержения Илопанго, возможно, стало причиной, ускорившей формирование "классической" цивилизации майя в низменной лесной зоне. Тщательное изучение археологических находок, особенно керамики со всей территории майя, позволило учёным предположить, что подобное развитие событий вполне вероятно. В самом конце 1 тысячелетия до н.э., то есть приблизительно в то же время, когда произошло извержение Илопанго, на севере, в низменной лесной зоне майя, а точнее - в Петене (Гватемала) и Белизе, внезапно произошли удивительные перемены. Население там более чем удвоилось. Это хорошо видно по росту числа домов. Кроме того, в местной культуре вдруг появились новые виды статуэток, орнаментов. Среди изделий некоторые удивительно похожи на вещи, найденные в Сальвадоре. Особенно поразительно сходство таких специфических по форме сосудов, как чаши на четырёх полых ножках в виде женских грудей. Они так похожи, что археологи не могут отличить, например, керамику, найденную в Бартон-Рамье (Белиз), от керамики Чульчуапы (Сальвадор). Следовательно, гипотеза о массовом переселении жителей юго-восточной горной области майя, пострадавших от катастрофического извержения вулкана, на север - к своим ближайшим сородичам, племенам равнинной лесной зоны, выглядит весьма правдоподобно. Однако это отнюдь не означает, что блестящая классическая цивилизация майя 1-9 веков н.э. в Южной Мексики и Северной Гватемале происходит непосредственно от культуры переселенцев из горных областей.

       Скорее всего приток населения с юга лишь убыстрил и оживил те процессы и явления по формированию государственности и цивилизации, которые уже наблюдались прежде у местных племён. Миграция из Сальвадора и других горных районов юго-востока была не первопричиной, а катализатором этого процесса, способствовавшим культурному расцвету майя в последующий период. В то время, как города равнинной лесной зоны майя вступили в свой "золотой" век, на юге, в горах Сальвадора, жизнь медленно возвращалась в опустошённые извержением Илопанго земли. Дожди размыли и переотложили вулканический пепел. Постепенно восстанавливалось и плодородие почвы. На покрытых белым саваном вулканического пепла землях пробивались первые растения - мхи, травы, кустарники, низкорослые деревья. Но люди вновь поселились здесь не ранее 5 века н.э. Видимо, это были группы майя-чорти. Их интенсивное переселение на юг относится именно к данному периоду. Они выращивали на своих полях главным образом кукурузу и бобы.

   Оба эти растения археологи обнаружили при раскопках древнего поселения Серен (долина Сапотитан, Западный Сальвадор). Расположенный сравнительно недалеко от Чульчуапы, этот памятник майя-чорти можно сравнить с Помпеями. Его постигла та же незавидная участь, что и римский город, погибший в 1 веке н.э. В Серене самой интересной находкой был большой многокомнатный дом и расположенная неподалёку от него "рабочая платформа". Обе постройки были из дерева и обожжённой глины.

       Столбы опоры несли на себе высокую крышу из пальмовых листьев. В доме найдено много глиняных сосудов. В одном из них уцелели бобы фасоли. На "рабочей платформе" нашли различные каменные орудия со следами обработки. Вполне возможно, что это была мастерская по выделке инструментов и оружия. Но самое удивительное то, что рядом с домом обнаружено небольшое прекрасно сохранившееся поле, возделанное и засеянное в древности маисом. Те же самые силы природы, которые уничтожили посёлок, совершенно случайно сохранили до наших дней этот редкий, просто уникальный объект.
Загадки истории 1322
Яндекс.Метрика