День Белого Лотоса
День Белого Лотоса Это поистине удивительная женщина. По сей день вокруг ее персоны идут ожесточенные споры - решают, была ли Бла-ватская действительно Великой Посвященной или расчетливой шарлатанкой. Недавно появилась версия, которая должна была примирить спорящих: писательница действительно являлась Великой Посвященной, но вынуждена была фальсифицировать собственное шарлатанство, дабы избежать опасностей. Трудно сказать, кто же прав. Но в любом случае чудеса в жизни Блаватской встречались на каждом шагу. Голос Учителя. Родилась Елена Петровна в 1831 году. С детства было понятно, что классическая русская барышня из нее не получится: Блаватская появилась на свет будто бы специально, чтобы стать неординарной личностью. То, что упустила природа, восполнило воспитание, которым занималась в основном бабушка. Матери Елены, известной писательнице, публикующейся под псевдонимом Елизаветы Р., было некогда заниматься ребенком. Бабушка Блаватской была тоже необычной личностью. Среди ее предков множество исторических деятелей Европы, она вела активную переписку с учеными и исследователями - передовыми людьми своего времени. Под их дружеским влиянием она оформила свой кабинет - предмет ее гордости. Просторное помещение было уставлено чучелами птиц и зверей, диковинными кораллами и раковинами, засушенными цветами. Именно здесь маленькая Елена любила проводить большую часть свободного времени. Среди заморских диковин девочка мечтала и фантазировала. Позже она признавалась, что больше всего любила чучело огромного моржа или морского льва. Часто ей казалось, что животное с ней разговаривает и рассказывает о подводном мире и далеком Севере. Чудеса начались после того, как умерла мать Блаватской. Будущей писательнице в то время было всего одиннадцать лет. Именно тогда она стала общаться со своим Учителем. Относительно последнего мнения расходятся. Возможно, хранительницей дочери стала мать. По другой версии, еще до ее смерти Блаватской начал являться некий мужчина в белой чалме, похожий на индуса. Ясно одно: кто-то старательно оберегал Елену от всех напастей. Непоседливая по натуре девочка то падала с лошади, несущейся на полном скаку, и оставалась невредимой, то сваливалась с пирамиды из столов и стульев и не получала никаких травм. Что же касается Учителя, то, по словам самой Блаватской, впервые он предстал перед ней в чудесном бабушкином кабинете во время одного из "сеансов связи" с не менее удивительным моржом. Поначалу девочка не сумела разграничить "нафантазированный" голос чучела и голос Учителя. Тогда мастеру пришлось материализоваться. Темы его бесед с будущей Великой Посвященной доподлинно неизвестны. Великое посвящение. Повзрослев, Блаватская почувствовала тягу к приключениям, под воздействием которой отправилась путешествовать. Константинополь, Афины, Египет, Малая Азия, Северная Африка, Австралия, Тибет - вот неполный список мест, которые посетила Елена Петровка Путешествуя, она встречалась с ламами, жрецами, коэдунами, шаманами, беседовала с отшельниками. Ее чрезвычайно интересовали различные религии, обряды и верования. И как ни странно, Блаватской зачастую открывали тайны, которые всегда считались не предназначенными для чужих яюдей. В 1851 году Елена Петровна познакомилась с Махатмой Мориа, который в то время был итавой так называемого Белого Братства. Встреча эта произошла в Тибете и положила начало переписке и дружбе, которые потом связывали двух эзотериков многие годы. По рассказам очевидцев, письма отМориа не приходили по почте, как положено, а телепортировались из Тибета прямо в дом Блаватской. Один из приятелей Елены Петровны любхл рассказывать историю, будто бы одно из таких посланий самым таинственным образом возникло прямо в его тарелке с десертом, кода он был в гостях v Великой Посещенной. Все это время Блаватская продолжает беседовать со своим Учителем. Их общение переходит в новую фазу: он начинает передавать женщине Знания. Правда, Блаватская пока не фиксировала их на бумаге, но позже значительная их часть вошла в Тайную доктрину". Большую часть своей жизни Елена Петровна провела в путешествиях. За эти годы она собрала сведения практически обо всех восточных религиях и святынях. Последние двадцать лет жизни Блаватская посвятила созданию своих знаменитых книг. Именно в это время она приписала себе титул Великой Посвященной. Она утверждала, что человечество утратило практически все сакральные знания, будучи предоставлено самому себе, оно направило все свои силы не в то русло. Поэтому время от времени Наставники Человечества, живущие рядом с нами, но сокрытые от наших глаз, посылают людям Посвященных, которые должны напомнить об утерянных Знаниях. И одной из таких посвященных Блаватская считала себя. Мистика творчества. Она говорила, что обладает лишь малой долей тех самых Знаний, которые надо передать. Их открыл ее Учитель. Но когда она садится писать, то рука словно ей не подчиняется - кто-то другой выводит 8 рукописях строчку за строчкой. Позже графологи, устанавливая их подлинность, придут к выводу, что у Блаватской было несколько видов почерка. В зависимости от затронутой темы он непонятным образом менялся. Только с помощью высококлассного оборудования смогли установить, что, несмотря на существенную разницу, все эти виды почерка принадлежат одному и тому же человеку. Самым таинственным образом менялся и стиль изложения Блаватской. Некоторые тексты, иногда даже на хорошем иностранном языке, были безупречны, некоторые - полны ошибок, исправлений и требовали серьезной доработки, иногда даже проверки орфографии, будто писал иностранец, путающийся в родах и падежах русского языка. Видимо, такое отражение оставляли на бумаге те таинственные сущности, водившие рукой Блаватской. Когда писательница приступила к работе над Тайной доктриной", окружающим опять пришлось вспомнить об ее ангеле-хранителе, который повсюду сопровождал Блаватскую. По ее же словам, к нему присоединился и Учитель. Видимо, благодаря им любая, даже самая тяжелая болезнь отступала. После неоднократных агоний, которые врачи находили предсмертными, Блаватская спокойно выходила из своей спальни и могла отправиться работать к себе в кабинет или пройтись по саду. Писательница не раз говорила, что в самый критический момент ей является Учитель. Он спрашивает, хочет ли Блаватская уйти из мира людей и обрести покой или остаться и работать над Тайной доктриной", продолжая тем самым выполнять свою миссию. Всякий раз женщина изъявляла желание жить. Тогда, используя описываемые Блаватской знания, Учитель отгонял смерть. В 1875 году, Великая Посвященная основала Теософское общество. Его задачами писательница назвала накопление и распространение знаний, которые человечество "променяло" на технический прогресс. Говорят, что общество неплохо справлялось с поставленной перед ним целью и количество его сторонников множилось день ото дня. Путь на Запад. Через десять лет после основания Теософского общества разразился скандал, который мог перечеркнуть и деятельность общества, и многолетнюю работу самой Блаватской вместе с ее репутацией. Одни из доверенных лиц Елены Петровны опубликовали в газете с многомиллионным тиражом письма Великой Посвященной, в которых она подробнейшим образом описывала технику исполнения "фокуса" телепортации, явления бестелесных образов и духов. Иными словами, опубликованные материалы превращали Блават-скую из Посланца Высшего Разума в обычную шарлатанку. На подобную выходку Елена Петровна невозмутимо заявила, что это клевета и шантаж. Тем не менее авторитет Великой Посвященной был подорван. Ей пришлось даже стерпеть унизительное расследование, которое учинило Лондонское общество психических исследований. Его вмешательство объяснялось тем, что "клеветниками" (или "предателями") были англичане. Эксперт общества, занимавшийся "делом Блаватской", заявил, что Елена Петровна - шарлатанка. Об этом же позже свидетельствовал и писатель Всеволод Соловьев, с которым Блаватская много лет дружила и которого хотела видеть членом своего Теософского общества. Он утверждал, что Великая Посвященная любила рассуждать о том, как легко люди поддаются обману, как хорошо она умеет ими манипулировать и заставлять верить в дешевые фокусы. Именно Соловьев закрепил за Блаватской не то прозвище, не то определение - "ловец душ". Писатель утверждал, что когда Елена Петровна находила нужного ей в данный момент человека, то знакомилась с ним, интриговала собственной загадочностью, убеждала человека, что он рожден для того, чтобы быть теософом, и поручала "избраннику" какое-нибудь важное дело, основанное на заговоре против кого-либо. А такие предприятия, как известно, сближают. Но тут возникает вопрос: если Блаватская и в самом деле была шарлатанкой, то зачем она посвящала в свои дела большое количество людей и давала им неоспоримые доказательства собственного обмана - письма, размышления, заметки? Поневоле можно задуматься о правдивости иной версии - имитации шарлатанства. Но что могло подтолкнуть к этому Блаватскую? Сказать сложно. Быть может, она хотела создать вокруг своего имени скандал и всколыхнуть общественность. Подобное поведение могли спровоцировать и угрозы в адрес Блаватской, но никаких упоминаний о них не сохранилось. Итак, что же это было - неосторожность, случайность или фальсификация? Во что поверить, если доказательств как обмана, так и подлога поровну? Каждый должен сделать собственные выводы на этот счет. Тем не менее после смерти Блаватской осталось почти семьдесят тысяч членов и последователей ее Теософского общества, в то время как после сомнительных событий число ее сподвижников уменьшилось всего на пять тысяч человек. Заслуга Блаватской в распространении восточных религий и сопутствующих им медитаций, йоге, учениях о карме огромна. Можно смело заявить, что Елена Петровна открыла мудрости Востока путь на Запад. После смерти Великой Посвященной ее тело было кремировано. Пепел, разделенный на три части, хранится в Адьяре, Нью-Йорке и Лондоне. Ежегодно огромное количество ее последователей в учрежденный ими же День Белого Лотоса устраивает поминовение своей Учительницы. Видимо, не такой уж закоренелой обманщицей была Елена Петровна Блаватская, раз ей поверило столь огромное количество людей. |
|
|