Благородные рыцари или разбойники с большой дороги? | Secretworlds.ru

Благородные рыцари или разбойники с большой дороги?

Благородные рыцари или разбойники с большой дороги?


     Около 15 тысяч замков по всей Центральной Европе напоминают об эпохе рыцарей - средневековых военных аристократов. Кем были эти люди, прославившиеся блеском своих лат на великолепных турнирах, любовными похождениями и участием в крестовых походах?

Историки по сей день спорят о месте и роли рыцарства в европейской истории. Английский профессор Роберт Бартлет называет его "темной силой", разжигающей в своих странах внутренние распри и междоусобные войны и открыто грабящей собственное население. Бартлет считает рыцарей зачинщиками "гонки вооружений". Главным содержанием их жизни была война. Немецкое военное дворянство осуществляло зверскую колонизацию европейских народов.

Другой точки зрения придерживается немецкий коллега Бартлета директор Института истории в Геттингене Йозеф Флекенштайн. Рыцари, как он полагает, сдерживали нарастание противоречий в средневековом обществе, способствовали "социальному миру". Кроме того, их культура вносила светлый вклад в мрачную жизнь того времени. Вот такие различные взгляды на носителей дворянских "фон" и "де". Видимо, обе точки зрения друг друга дополняют. Средневековые дворяне - это прежде всего военная каста с культом оружия. В самом начале второго тысячелетия они обрели свой исторический облик - верхом на коне, в латах и с длинным мечом. Около 1100 года к их оснащению добавилось копье из дерева ясеня с металлическим наконечником, достигавшее четырех метров.

Рыцарское облачение все более совершенствовалось. На смену легким кольчугам пришли тяжелые стальные латы, покрывавшие все тело с головы до пят. Лицо закрывало забрало с прорезью для глаз. Кузнецам в Аугсбурге, Инсбруке и Ландсхуте удалось соединить части лат шарнирами. В полном снаряжении рыцарь весил не менее центнера. В1470 году в Нюрнберге были изготовлены доспехи, в которых один лишь шлем весил 15 килограммов. Взобраться на коня рыцарь был способен лишь с помощью лестницы. При таком всаднике лошадь должна была обладать особой выносливостью. Обычно подбирались крепкие жеребцы, стоившие в 25 раз дороже обычной рабочей лошади.

Рыцарская когорта из 30-50 всадников атаковала противника в стремительном галопе с пиками наперевес, затем в ход шли мечи. Сопровождавшие атаку пешие ландскнехты, вооруженные алебардами и боевыми топорами, завершали бой. Для закованных в железо рыцарей наибольшую опасность представляли крючники противника, способные вытащить их из седла. Уязвимые места в их облачении находил и град стрел, выпущенных из арбалетов. Опытный боец мог за минуту выпустить шесть стрел и поразить цель на удалении до 300 метров. Но до XVI века, до появления крупных армий, рыцарство сохраняло репутацию непобедимой силы.

Парадным смотром рыцарской доблести и центральным событием светской жизни были турниры. В центральной ложе суверен, окруженный знатью, на балконах разодетые дамы, взволнованные предстоящим боем с участием их поклонников. Сближаясь на полном скаку, участники турнира старались сбросить противника наземь. Нередко схватка заканчивалась смертельным исходом или увечьями. Шлемы затрудняли дыхание. В 1175 году на саксонских турнирах несколько рыцарей задохнулись, после чего епископ Магдебурга ввел запрет на "опасные игры". Но пастырский указ ничего не изменил. "Голубая кровь" не отказалась от своих четырех самых любимых занятий: ухаживать за дамами, танцевать, охотиться и участвовать в турнирах.

Знатные рыцари жили в роскоши и полном презрении к населению, прозябавшему в жалких хибарах у подножия их замков. За графскими столами лилось дорогое вино, подавались жареные павлины, в их конюшнях стояли боевые рысаки из Кастилии. Правда, дворяне рангом пониже замками не обладали и довольствовались деревянными домами или жилыми башнями. Стол их был весьма скромен. Как писал Вольфрам фон Эшенбах, немецкий поэт-миннезингер, странствующий певец, автор стихотворного рыцарского романа "Парцифаль", входящего в цикл романов о короле Артуре: "У меня в доме для мышей нет повода для празднества". Кормилось мелкопоместное рыцарство при богатых дворах, всегда готовое служить своему суверену.

Большой рыцарский сбор объявлялся при подготовке очередного крестового похода. Крестоносцев влекла на Восток не только мессианская цель освобождения Гроба Господня от неверных, но и сказочные богатства арабских халифов. Огнем и мечом обрушивались крестоносцы на страны Леванта. Папа Урбан Второй первым направил на Святую землю "солдат бога". Крестоносцы отправились в поход в 1096 году. Через три года они достигли Иерусалима, разорили и разграбили город, зверски расправились с его жителями. Как следует из христианской хроники того времени, "солдаты бога" вырывали младенцев из рук матерей и растаптывали их ногами.

Из крестовых походов уцелевшие рыцари привозили с собой зубные щетки и восточные духи. Но дома понятия "гигиена" не существовало. В замках отхожие места устраивались в эркерах, фекалии выбрасывались вниз со стен. Нижнего белья рыцари не носили.

О галантности рыцарей слагались легенды. В свободное от войн и грабежей время они действительно проявили себя большими поклонниками женского населения замков и крепостей. В их покоях жили не только знатные дамы, но и множество их дуэний и служанок. Как отмечает исследователь Средневековья Шлунк, "здесь постоянно царило эротическое напряжение". В некрасивую историю попал рыцарь Годфри де Миллере. Посетив один замок, он изнасиловал дочерей хозяина, за что члены этой семьи лишили его атрибутов мужского достоинства.

Свою честь в глазах прекрасных дам рыцари, однако, не позволяли уронить. Своенравная Куннигундз в балладе Фридриха Шиллера "Перчатка" решила проверить мужество влюбленного в нее рыцаря де Лоржа. Обронив перчатку на арену, где находились лев и тигр, она попросила рыцаря поднять ее. Он спокойно сошел на арену и, подняв перчатку, бросил ее в лицо,Куннигунды со словами: "В вашей благодарности, мадам, я не нуждаюсь", - и покинул ее в тот же час.

Оберегали рыцари и честь своих жен. Уходя в военный поход, рыцарь не довольствовался одними наставлениями своей благоверной о поведении в его отсутствие, но надевал ей на чресла для гарантии "пояс верности" и закрывал его на ключик, который брал с собой. Жене в утешение оставлялась любовная поэзия миннезингеров.

500 лет облаченные в доспехи рыцари являлись военной грозой Европы. Они были неоднозначны -благородны и жестоки, воинственны и галантны. Но с ними в мир вошло понятие рыцарства в лучшем смысле этого слова - о самоотверженном и благородном человеке и сегодня продолжают говорить: "Он настоящий рыцарь".

 
Просмотров: 2082

Яндекс.Метрика