| Главная » Статьи » Легенды и мифы » Славянская мифология |
|
Алеша Попович
Из славного Ростова, красна города, Гуляя в чистом поле, богатыри наезжают на камень, указывающий на три дороги: одна в Муром, другая в Чернигов, третья в Киев. Алеша предлагает: Лучше нам ехать ко городу ко Киеву, Так еще один богатырь, из дальней Ростовской земли, включается в состав киевского богатырства. Во многих былинах он упоминается вслед за Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. Главный его подвиг -поединок с Тугарином. В некоторых версиях Тугарина зовут Змеевичем, и он изображается как чудовище: Это явно мифологический персонаж, но, что характерно для былин, он действует в обстановке исторического Киева. Он выступает как чужеземный захватчик. Владимир с княгиней Апраксией, с князьями и боярами встречают его с почетом — они бессильны ему сопротивляться. Его несут двенадцать слуг на раззолоченной доске. Когда принесли лебедь белую, Тутарин проглотил ее целиком. Единственный, кто без всякого уважения и страха наблюдает за Тугарином, — это Алеша. Он сидит на печи и надсмехается: Взбешенный этими словами, Тугарин бросает в Алешу булатный нож, но Алеша «ухватчив был» и сумел схватить нож. Вслед за этим между ними происходит поединок — уже в чистом поле. Тугарина окружают змеи огненные. У его коня — крылья, а в некоторых версиях и сам Тугарин имеет за плечами крылья, правда, почему-то бумажные. Алеша прежде всего молится Богу, чтобы тот принес дождь, который вымочил бы крылья. Так и происходит, и Тугарин не может подняться в небо, а на земле у него сила уже не та. Алеша прибегает к хитрости — он заставляет Тугарина обернуться назад («Что за силу ты с собой ведешь?») и мгновенно наносит удар. Он возвращается в Киев, держа на острие копья голову Тугарина. В былинах, записанных в XVIII-XIX веках, есть подробности, выставляющие в очень не-выгодном свете князя Владимира и особенно княгиню Апраксию. Владимир выглядит со-вершенно беспомощным и трусоватым, Тугарин унижает его, и он молча все терпит. А для княгини Тугарин — «друг милый», и она бранит богатыря за то, что тот разлучил ее с ним. Не решаемся утверждать, что эти же мотивы в текстах былин более раннего вре-ени выражались столь же отчетливо. В характере былинного Алеши Поповича есть и богатырская храбрость, и юношеское безрассудство, и хитрость, резкость поступков и высказываний. В Древней Руси верили в то, что жил в действительности богатырь Алеша. Под именем «храбра» Александра Поповича он упоминается в летописях как историческое лицо. Он родом из Ростова, успешно бьется с различными противниками, участвует в княжеских междоусобицах и гибнет вместе с другими «храбрыми» в битве на реке Калке. |
|
|
|
|
| Просмотров: 476 | Рейтинг: 0.0/0 |
| Славянская мифология [46] |
| Мифы Северной Европы [72] |
| Мифология древнего Рима [12] |
| Мифы и легенды Египта [45] |
| Мифология Азии и Ирана [28] |
| Мифы и легенды Индостана [66] |
| Мифы и легенды Греции [162] |
| Легенды и мифы Крыма [96] |
| Японская мифология [21] |
| Мифы ацтеков и майя [23] |
| Бразильские мифы [19] |
| Легенды белых поселенцев Америки [15] |
| Мифы бушменов [40] |
| Мифы народов Океании [17] |
| Легенды Австралии [13] |
| Мифы Израиля [14] |
| Кетские мифы и легенды [40] |
| Татарские легенды [10] |
| Китайская мифология [24] |
Подписаться на новости сайта
