Главная » Статьи » Легенды и мифы » Славянская мифология |
Василий Буслаевич
Василий Буслаевич — русский, новгородский богатырь, который ведет себя «неправильно», то есть поступает вопреки принятому порядку, нормам, нарушает запреты, не верит в предсказания и — в конце концов — гибнет. Василий Буслаев — единственный в своем роде герой, хотя кое в чем он похож на других богатырей Древней Руси. Он обладает истинно богатырской силой, которая дана ему от рождения, досталась от отца. Но силу эту Василий употребляет по-своему — совсем не так, как Илья Муромец или Вольга. Василий вырастает в Великом Новгороде. Будет Василий семи годов, В семилетнем богатыре пробуждается качество, которое потом станет одним из главных, — озорство. А в семнадцать лет он постигает «воинские науки и рыцарские». Ощутив «в себе силушку великую», он изготовляет специальные палицу, копье, лук и саблю. Он устраивает пир и из приглашенных выбирает дружину под стать себе. Каждому желающему попасть к нему он предлагает испытание: поднять одной рукой чару с вином в полтора ведра, а затем выпить «единым вздохом». Прошедших это испытание Василий подвергает еще одному — бьет каждого по голове дубиной — «черняным вязом». Находятся такие, кто выдерживает его удары. Как ударит Потанюшку черняным вязом, Так набирается у Василия Буслаева «тридцать удалых добрых молодцев». И сам Василий, и его дружина описываются с некоторой иронией: вряд ли они способны на подвиги, подобные тем, что совершают киевские богатыри. Зато они азартно дерутся на Волховом мосту с «мужиками новгородскими», бражничают, заводят драки на пирах. Буслаев — новгородский бунтарь, ему не по нраву городские порядки. Явившись на Никольщину-братчину со своей дружиной, он устраивает здесь ссору, она выливается в побоище на улицах. Матери удается ненадолго запереть его в погребе, но он освобождается, хватает валявшуюся ось тележную, спешит к Волхову мосту. И видит дружину хоробрую попячену, Там, где Василий Буслаев, шутка и кровь, потеха и трагедия всегда рядом: Во той ли во реченьке Волхове Теперь Василий переносит свои подвиги за пределы Новгорода. Он снаряжает корабль и обращается к матери: Дай мне благословение великое Мать готова дать ему благословение — но только на добрые дела. То коли ты, дитя, на разбой пойдешь, А и не носи Василья сырая земля. Смысл поездки — самый благочестивый. К уже сказанному Василий добавляет: У меня смолоду было бито-граблено, Итак, Василий с дружиной становятся паломниками к святым местам. Однако поездка их туда и обратно — это цепь различных нарушений, греховных поступков, это вызов таинственным силам. — Ты к чему меня, Василий, однако, не обращает внимания на грозное предупреждение. У него есть свое твердое понятие: «А не верую я ни в сон, ни в чох, а верую я в свой червленый вяз»; то есть для него собственная сила превыше всяких предсказаний и угроз. Ив Иерусалиме он поступает как озорник: Здесь лежит «сер горюч камень», На камне надпись. В разных текстах она разная, но основной смысл заключается в том, что через камень нельзя скакать вдоль — иначе можно сломить голову. Запреты, конечно, не для Василия. Он зовет всю дружину скакать через камень. Сначала они скачут поперек — и ничего не случается. Василий предлагает: — Не честь-то хвала да молодецкая, По-разному можно толковать эту трагическую развязку. Василий гибнет, потому что посмел нарушать запреты? Но киевские богатыри не раз действовали вопреки запретам. Да и многие герои мировой мифологии поступали так же и побеждали. Может быть, Василий — не настоящий герой и не имеет права на такой поступок? Подумаем-ка еще об одном: что за камень, у которого Василия ждет гибель? Это — могильный камень, под ним погребен богатырь. Прыгать через камень — значит оскорблять память умершего, и этот проступок не должен остаться безнаказанным. Камень — символ Смерти, знак ее владений. Василий словно бы пытается нарушить границу этого царства и остаться при этом жи-вым. Но Смерть забирает его совсем. Наконец, можно считать и так, что Василий платится за все грехи и нарушения, какие он совершил прежде… Образ Василия Буслаева исполнен такой глубины содержания и таких противоречий, что людям Древней Руси было о чем подумать, слушая былины о новгородском богатыре. |
|
|
|
Просмотров: 471 | Рейтинг: 0.0/0 |
Славянская мифология [46] |
Мифы Северной Европы [72] |
Мифология древнего Рима [12] |
Мифы и легенды Египта [45] |
Мифология Азии и Ирана [28] |
Мифы и легенды Индостана [66] |
Мифы и легенды Греции [162] |
Легенды и мифы Крыма [96] |
Японская мифология [21] |
Мифы ацтеков и майя [23] |
Бразильские мифы [19] |
Легенды белых поселенцев Америки [15] |
Мифы бушменов [40] |
Мифы народов Океании [17] |
Легенды Австралии [13] |
Мифы Израиля [14] |
Кетские мифы и легенды [40] |
Татарские легенды [10] |
Китайская мифология [24] |
Подписаться на новости сайта