Главная » Статьи » Легенды и мифы » Славянская мифология |
Даниил
Даниил, легендарный еврейский праведник и пророк-мудрец, приключения и видения которого описаны в библейской книге, канонически носящей его имя («Книга пророка Даниила»). Он называется в числе иудейских отроков знатного происхождения, здоровых, «красивых видом и понятливых для всякой науки», доставленных в Вавилон по повелению царя Навуходоносора после занятия им Иерусалима и оставленных при дворе; сообразно с вавилонским обычаем, ему дано новое имя — Валтасар (Дан. 1, 1-7). Чтобы не нарушать иудейские предписания питания, Даниил вместе с другими евр. отроками (Ананией, Мисаилом и Азарией) воздерживается от царских яств, ест только овощи и пьёт только воду, тем не менее чудесным образом лица их оказываются красивее, а тела полнее. Яхве дарует четырём отрокам знание и «разумение всякой книги и мудрости», а Даниил ещё и разумение «всяких видений и снов» (1, 8-19). Т. е., мудрость Даниила трактуется как божья награда за набожность. Оба эти качества служат предпосылкой дальнейшим эпизодам легендарной биографии. Навуходоносор созывает своих мудрецов, чтобы те сказали, что ему снилось, и растолковали значение сна. Мудрецы не могут ответить и обречены на смертную казнь. Но Даниил (который тоже причислен к мудрецам) Яхве помогает открыть сновидение: царь видел огромного страшного истукана с головой из золота, грудью и руками из серебра, чревом и бёдрами из меди, голенями из железа, ногами из железа и глины; оторвавшийся от горы камень ударил истукана, разбил его ноги, после чего раздробилось и было унесено ветром и всё остальное (отсюда выражение «колосс на глиняных ногах»). Даниил толкует сон как пророчество о пяти грядущих мировых державах, последняя из которых не разрушится вовеки (ср. мотив нисходящей последовательности «металлических царств» у Гесиода, 8-7 вв. до н. э.). Потрясённый царь преклоняется перед Даниилом, признаёт его бога «богом богов» и ставит Даниила «над всею областью вавилонскою и главным начальником над всеми мудрецами вавилонскими» (2, 48). Эта житийная легенда варьируется в рассказе о другом царском сновидении: среди земли дерево до неба, которое будет срублено по воле всевышнего, но так, что его главный корень останется в земле. Даниил толкует царю и этот сон: дерево — сам царь, который будет отлучён от людей, станет жить с зверями, питаться травой, как вол, доколе не познает, что «всевышний владычествует над царством человеческим и даёт его, кому хочет»; пророчество сбывается (4, 1-25; 5, 21). Здесь налицо мотивы вещего, неотвратимого сна и превращения царя в дикого зверя в наказание (за гордыню), широко распространённые в народной словесности. Исследователи склонны видеть в этом рассказе также отражение исторического факта отлучения царя Набонида (сына Навуходоносора) по болезни; это подкрепляется и кумранским текстом. В эпизоде трех отроков в печи (Дан. 3) сам Даниил не участвует, но рассказ варьируется в главе 6, где он снова герой приключения. Даниил возвышен царём Дарием. Завистливые сатрапы испрашивают царский указ, повелевающий всякого, кто будет просить о чём-нибудь какого-либо бога или человека, кроме царя, бросить в ров со львами, и Даниил, продолжавший, несмотря на указ, молиться своему богу, брошен в этот ров. Опечаленный Дарий, подойдя на следующее утро ко рву, взывает жалобным голосом: «бог твой, которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?» и неожиданно получает ответ: «бог мой послал ангела своего и заградил пасть львам». Обрадованный Дарий велит освободить невредимого Даниила. Этот текст — одно из ранних свидетельств излюбленного впоследствии житийного мотива о предании праведника на съедение свирепому льву и ласковом отношении зверя к невинному человеку. В эпизоде валтасарова пира (см. Валтасар) Даниил единственный из всех мудрецов прочитывает и толкует таинственную надпись, появившуюся на стене (Дан. 5). К каноническим текстам о приключениях Даниила (носящим фольклорно-сказочный характер) примыкает ряд апокрифических добавлений к «Книге Даниила», содержащихся в греческих переводах Библии. Даниил разоблачает обман вавилонских идолопоклонников — жрецов бога Бела, похищавших жертвы, которые приносились идолу — медному дракону: рассыпает пепел вокруг идола, а утром видны следы ног жрецов, уносивших жертвенных животных через тайный ход. Царь велит казнить жрецов и разрешает Даниилу разрушить храм Бела. Рассказ варьируется: вавилоняне поклоняются живому дракону как бессмертному богу. Даниил даёт идолу лепёшку из жира, смолы и волос, после чего дракон подыхает. Царь выдаёт Даниила возмущённой толпе, его бросают в ров с семью львами, которые, однако (как и в Дан. 6), щадят праведника. Чтобы Даниил не умер с голода, пророк Хаваккук (Аввакум) с помощью ангела доставляет из Иудеи пищу к львиному рву. Повествование о Сусанне даёт образ Даниила как «праведного судьи». Сусанна, красивая и набожная жена Иойакина, ложно обвинена старейшинами, домогавшимися её любви, в измене мужу. Появляется мудрый юноша Даниил, который уличает старейшин в лжесвидетельстве, за клевету их казнят. Другую часть «Книги Даниила», отличную от «приключений», составляют его апокалиптические «видения» (Дан. 7-12), также насыщенные фантастическими образами: — видение вышедших из моря четырёх больших зверей (крылатый лев с вырванными крыльями и сердцем человеческим, зверь, похожий на медведя, подобие барса с четырьмя птичьими крыльями и четырьмя головами, зверь с железными зубами и десятью рогами — этот зверь убит, у других тоже отнята власть; ангел объясняет Даниил, что четыре зверя — это четыре царя, которые «восстанут из земли» (раннее апокалиптическое видение и толкование, приуроченное всемирно-историческим царствам — вавилонскому, персидскому, мидийскому и греческому, символизированным гербовыми зверями): — рассказ о козле с рогом между глазами, поразившем овна (значение видения Даниила поясняет Гавриил: овен с двумя рогами — цари мидийский и персидский, козёл — царь Греции); — прозрение Даниила значения пророчества Иеремии (Иерем. 25, 11; 29, Ю) о падении Иерусалима (первого иерусалимского храма, исторически — в нач. 6 в. до н. э.) и предстоящем затем 70-летнем изгнании евреев, причём разумению слов Иеремии Даниил снова учит прилетевший «муж Гавриил»: «семьдесят седьмин определены для народа твоего…» (Дан. 9, 24); — откровение, полученное Даниилом от «блестящего мужа», который явился ему, чтобы возвестить, что будет с его народом в «последние времена»: столкновение Персии с Грецией, борьба между «царём южным» и «царём северным»; будет осквернено святилище и прекратится ежедневная жертва и там будет поставлена «мерзость запустения» (т. е. идол), наступит «время тяжкое», но Михаил, заступник иудеев, спасёт тех из народа, «которые найдены будут записанными в книге, и многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (12, 1-2). В «пророческих» главах «Книги Даниила» предсказывается приход мессии («сына человеческого»), впервые в Библии относительно ясно выражена идея страшного суда, вера в воскресение мёртвых (праведных), даётся эсхатологическое исчисление срока предстоящего спасения избранных. Здесь также отразились представления об ангелах — заступниках определённых народов. Мессианские идеи «Книги Даниила» оказали глубокое влияние на первоначальное христианство; обозначение «сын человеческий» стало в евангельских текстах постоянным самоназванием Иисуса Христа. Относительно времени возникновения и авторства «Книги Даниила» христианское ортодоксальное толкование в основном совпадает с библейским каноническим — считается, что её автор — сам Даниил, приключения которого имели место при дворе Навуходоносора II (606-562 до н. э.) и Дария I (522-486 до н. э.). Большинство современных исследователей полагает, что «Книга Даниила» состоит из двух, значительно отличающихся частей: глав о «приключениях» Даниила и глав с «пророчествами». В первых наблюдаются анахронизм и бытовые несообразности относительно обстановки 6-5 вв. до н. э.; главы с апокалиптическими видениями отражают лучшую осведомлённость автора о более позднем историческом периоде — поражения персидской державы Дария III («овна») от Александра Македонского («козла с рогом») и вскоре наступившего распада его державы, а также знание подлинной ситуации при дворе Антиоха IV Эпифана («возвысившийся рог», «царь коварный»), однако факт смерти царя (163 до н. э.) автору, очевидно, ещё неизвестен. Получается, что книга составлена не в б в., а во 2 в. до н. э. (точнее, в 167-163 до н. э.). Автор стремится яркими примерами мученичества внушить терпение перед лицом религиозных гонений Антиоха IV, а видениями крушения тщеславных царей и торжества набожных укрепить веру в будущее. Установление столь поздней даты составления второй части книги не исключает использования для её первой части повествовательных сюжетов (устных или письменных) более раннего происхождения, самостоятельных рассказов разного времени. Лишь впоследствии они были подчинены общему замыслу и приурочены древнему мудрецу по имени Даниил: имя Даниила как древнего праведника и мудреца встречается в библейской «Книге Иезекииля» (14, 14 и 20; 28, 3,- Даниил упомянут наряду с Ноем и Иовом); после проведённых в 1929 раскопок в Рас-Шамре этот Даниил был отождествлён учёными с героем найденного там фрагмента угаритской поэмы сер. 2-го тыс. до н. э. по имени Данэл (Данниилу). Много общего с «Книгой Даниила», плохо укладывающейся в каноническую Библию, имеют кумранские памятники. «Книга Даниила» — самое раннее из известных нам иудаистических произведений в жанре апокалиптики, занявшей большое место в развитии иудаистической и особенно христианской эсхатологии (см. Эсхатологические мифы). Относительно числа авторов-составителей «Книги Даниила» мнения учёных расходятся (допускается до пяти редакторов). Почти все эпизоды «Книги Даниила» изображались в иконописи, в других видах церковного и светского искусства. Из изображения Даниила в львином рву, встречающегося уже в фресках катакомб и рельефах раннехристианских саркофагов, видно, что Даниил среди львов стал эмблемой воскресения мёртвых. Этот сюжет распространён и в искусстве средневековья, когда он воспринимался как префигурация воскресения Христа (книжная миниатюра, пластика соборов в Арле, Вормсе, Женеве, Фрейберге и др.), в живописи 16-17 вв. (Лука Лейденский, Я. Тинторетто, Я. Пальма Младший, Пьетро да Кортона, Сальваторе Роза). |
|
|
|
Просмотров: 462 | Рейтинг: 0.0/0 |
Славянская мифология [46] |
Мифы Северной Европы [72] |
Мифология древнего Рима [12] |
Мифы и легенды Египта [45] |
Мифология Азии и Ирана [28] |
Мифы и легенды Индостана [66] |
Мифы и легенды Греции [162] |
Легенды и мифы Крыма [96] |
Японская мифология [21] |
Мифы ацтеков и майя [23] |
Бразильские мифы [19] |
Легенды белых поселенцев Америки [15] |
Мифы бушменов [40] |
Мифы народов Океании [17] |
Легенды Австралии [13] |
Мифы Израиля [14] |
Кетские мифы и легенды [40] |
Татарские легенды [10] |
Китайская мифология [24] |
Подписаться на новости сайта