Скопцы
Скопцы
Движение скопчества появилось в России в середине XVIII века и представляло собой отделившуюся от "христововеров” секту. Приверженцы этого культа, подвергающиеся добровольной кастрации "ради Иисуса”, почитали подобную радикальную операцию высшим состоянием нравственного совершенства. Пo учению скопцов, для избавления от главного греха - "лепости”, то есть телесного влечения, необходимо избавиться от органов "соблазна”. Спасение верующему может обеспечить лишь оскопление - выжигание каленым железом либо отсечение ножом или бритвой половых органов. Основоположником столь оригинального культа был холоп Иванов, сведения о котором чрезвычайно скудны. Известно, впрочем, что он завербовал 13 учеников, коих и кастрировал собственноручно, полагая, что подобным образом поступил со своими апостолами Спаситель. Подлинным главарем и серым кардиналом скопцов стал некий Кондратий Селиванов, весьма преуспевший в собственной интерпретации Библии. Он особенно настаивал на том. что, поскольку жизнь неразрывно связана с грехом, необходимо удалить напрочь его источник. Под влиянием пересыпанных цитатами из Евангелия от Матфея речей "отца”, верующие четко уясняли для себя, "который из грехов влечет их на самое дно геенны огненной”. Основной постулат этой веры неминуемо вел к половому самоистязанию, но никого это не пугало - ведь Селиванова признали очередным Христом, сошедшим на грешную землю Руси с единственной задачей оскопления верующих. Рецепт созидания земного Царствия Божия был как всегда бесхитростен - лишить мужского или женского начала каких-то 144 тысячи душ. Именно так пояснял отец Кондрат упоминание святого Иоанна о 144 тысячах "запечатленных праведниках в белых одеждах у престола Господня. Расцвет всякого рода религиозных ересей в России XVIII века способствовал стремительному распространению скопческого движения. К началу нового века число его сторонников измерялось уже десятками тысяч, причем адепты секты находились во всех слоях тогдашнего общества. В Петербурге их можно было обнаружить не только среди судей и банкиров, но и в семье самого губернатора. К этому времени изуверские операции вовсю практиковали и на женщинах, которым вырезали малые половые губы и клитор, иногда удаляя заодно одну или обе груди (сходный обряд практикуют до сих пор некоторые африканские племена, хотя с иными целями). Наконец, деяниями сектантов занялось по приказу Александра I правительство. Меры были приняты спешные и суровые, скопцов начали бросать в тюрьмы. Но сила их веры оказалась столь велика, что, например, арестованный и заключенный в тюрьму ближайший соратник Селиванова, Тиг, сумел даже в остроге кастрировать десяток своих товарищей по заключению, а заодно и троих стражников. Тига после этого перевели на более строгий режим, но он и в новой тюрьме продолжал "подвижничать”, лишив естества еще несколько человек… В 1806 году Александр издал указ. объявляющий скопцов "врагами закона человеческого и божеского, разрушителями морали и отбросами общества”. Оказавшаяся вне закона секта ушла в подполье, где продолжала пополнять ряды своих сторонников. Так было до 1832 года, когда "Спаситель” Кондрат Селиванов умер в остроге. После этого движение начало распадаться, а его участников изгнали за пределы государства. Многие скопцы эмигрировали в Румынию и основали там несколько колоний (”кораблей”), где продолжали изуверские обряды. Особое значение, по примеру большинства сект, скопцы придавали молитвенным радениям, где на них якобы снисходила благодать Божья. Вот как описывает очевидец радение тех времен в одном из "кораблей”: "Семен Милютин (кормчий) садился в кресло под портретом Селиванова, брал свечу и зажигал ее, после чего его примеру следовали все присутствующие. В молельную приглашали вступающего в "избранное стадо Христово” новичка. Обрядив его в белую рубаху, ставили на колени перед Милютиным, который приказывал верующему поклясться в том, что он сохранит обряд в тайне, и готовиться к оскоплению. Члены секты тем временем становились в круг и приступали к радению, ускоряя хоровод и "молясь” все громче и громче. По достижении прихожанами предэкстазного состояния. Семен Милютин совершал над беднягой-новичком отвратительный ритуал. "Посвященный”, с прижженными раскаленной кочергой половыми органами, истошно вопил, но его едва ли кто слышал -весь молящийся "корабль” в этот миг уже бился в экстазе. Хладнокровным среди общего безумия оставался лишь один человек - кормчий Милютин. В таком духе секта продолжала действовать на территории Румынии. В 1865 году только в Бухаресте было зарегистрировано около 2000 скопцов. Еще через десять лет их количество достигло уже 12 тысяч. Верующих привлекали не только проповедями, гпавари секты успешно применяли и материальный стимул, обещая за обращение в веру награду - шестерик лошадей и карету. Многие оскопленные богомольцы занялись доходным частным извозом. Еще после Первой мировой войны большинство румынских извозчиков были скопцами. Заметим, что учение скопцов возникло вполне закономерно. Кастрации способствовал и религиозный фанатизм начала тысячелетия. В Европе III века существовали так называемые валежане. оскопляющие как своих приверженцев, гак и обычных служителей культа. Ореол священнодействия придавало кастрации и Священное Писание. "Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и двумя ногами быть ввержену в огонь вечный” (Матфей VIII, 8). А вот как говорит пророк Исайя из Ветхого Завета: "(о евнухах) … которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего - тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится” (Исайя LVI, 4-5). Подобные тексты оказывали на верующих огромное влияние. Желая навсегда отринуть телесные искушения, кастрировали себя и христианские священнослужители. Так, были, например, оскоплены согласно постановлению Никейского собора патриархи Константинополя Фотос, Игнаций и Мефодий. Не отставали от зарубежных иерархов и русские митрополиты. Все это привело к тому, что папа Лев I издал буллу, запрещающую евнухам принимать духовный сан. Уже в XIII веке папа Бенедикт III установил тайный ритуал "проверки главы церкви на признаки мужского пола”. Такого рода ритуал приводит в своей книге Жаклин Кайет: "Папа перед инициацией обязан был раздеться и сесть на порфировый стул с вырезанной в сиденье дырой. Один за другим кардиналы приближались к креслу сзади и прикасались руками к гениталиям папы, произнося при этом сакральную формулу: "Testнculos habet et bene pendents” (”Яички есть, и подвешены они славно”)”. Церемонию, впрочем, пришлось отменить в XVI веке после утверждения папы-сифилитика Льва X о том, что он заразился именно при этой процедуре. Такова история скопчества как общественного движения и скопцов как религиозной секты.
Понравилась статья? Оставьте Ваш комментарий или поделитесь статьей в социальных сетях.
И будет Вам счастье!
|
|
Просмотров: 6455 |