Из истории боевых искусств мира
Из истории боевых искусств мира
Индия считается колыбелью всех боевых искусств. Даже в наши дни во многих штатах Индии можно найти школы боевых искусств, происхождение которых теряется в глубине веков. Назовем несколько из них: ади-хай пидутам, ваджра-мукти, варма-калаи, каляри-ппаятт, кушти, маллявеша, мукки-бази, мукна, нарамхай-ниханго и силамбам.
Ади-хай пидутам. Эта школа существует в районе города Каннур (штат Керала). На языке малаяли - коренных жителей индийского юга - слово <пидутам> означает <управление> руками (хай), наносящими удары по наиболее уязвимым точкам тела (ади).
Ваджра-мукти. Это ритуальное индийское единоборство, которое представляло поединок двух бойцов, вооруженных одной либо двумя <ваджрами> (молниями) - бронзовыми, железными или стальными кастетами причудливой формы. Такие поединки берут свое начало со времен завоевания Индии арийскими племенами, вторгавшимися с северо-запада волна за волной на протяжении нескольких веков, начиная с условной даты 1500-й год до н.э.
Варма-калаи (скрытое искусство) - одно из древнейших боевых искусств мира. Оно сохранилось до наших дней в южном штате Тамилнаду, а районе Канчипутра между Мадрасом и Путтуччери. На тамильском языке (языке дравидов, темнокожих коренных жителей субконтинента, обитавших здесь еще до прихода ариев) <варма> означает то, что скрыто, а <калаи> переводится как поражать или находить. Наиболее древний трактат варма-калаи был записан на пальмовых листьях около трех тысяч лет назад. Техника этой школы чисто внешне напоминает технику китайского кунг-фу и японского каратэ, но варма-калаи намного старше самых старых школ китайского ушу, не говоря уже о корейских и японских школах.
Оно подразделяется на бой голыми руками и бой с оружием. Обучение начинается с освоения стоек и передвижений. Потом приступают к изучению блоков, ударов кулаком и открытой рукой. Затем приходит черед ударов ногами, а также выпадов и уклонов. Кроме того, техника варма-калаи включает в себя прыжки, удары локтями и коленями, захваты, подножки и броски.
<Движение рук восемнадцати архатов> представляет собой комплекс из восемнадцати медитативно-дыхательных упражнений, развивающих подвижность, гибкость, физическую силу, кровообращение и жизненную энергию, а также укрепляющих здоровье.
<Перемена в сухожилиях> представляет собой ряд <внутренних> упражнений, служащих для развития удивительной внутренней силы, повышения энергетического потенциала и улучшения работы мозга. Поскольку занятия этими упражнениями наделяли человека непомерной силой, то это искусство энергетической тренировки держалось в глубокой тайне и обучали ему избранных. Когда ученик овладевает техникой голых рук, его начинают знакомить с тем, как владеть оружием. Сначала учат пользоваться в бою длинной палкой (силамбам), затем переходят к дубинке (латти), а потом к различным видам холодного оружия: кинжалу, сабле, мечу, копью и даже таким экзотическим, как боевой хлыст и рога газели.
Ученик сначала работает с оружием в одной руке, позже его учат держать оружие в обеих руках. Что касается формальных упражнений ади вариссай (дословно - серия, или последовательность шагов, - аналогичные ката в каратэ), то их насчитывается не менее 60-ти. Они разделены на пять блоков, по 12 в каждом. Существуют также упражнения кутту вариссай (аналогичные японским бункай), то есть применение техники формальных комплексов против двух, трех и более противников. Любой атакующий прием варма-калаи нацелен на поражение нервных центров и жизненно важных точек тела противника. Это называется марма ади (имеется книга Марма-сутра).
Таким образом, термин <варма-калаи> можно перевести словами <искусство поражения уязвимых точек>. Случайных ударов просто нет. Но в зависимости от того, хотят ли убить противника или только вывести его на время из строя, сами удары наносят по-разному (это напоминает китайскую технику дим-мак).
Практика варма-калаи требует серьезного знания йоги (особенно техники дыхания пранаямы) и традиционного индийского массажа (из Аюрведы). Это делает его древнейшим из боевых искусств и, по мнению специалистов, первоисточником всех восточных единоборств.
Тренировки по системе варма-калаи обычно проводят рано утром (с 4 до 5 часов), на свежем воздухе, подальше от любопытных взглядов. Места для занятий выбирают самые разнообразные: на берегу моря, в лесу, в песках, на крутых склонах гор, в болотах и даже под водой (чтобы тренировать дыхание).
Каляри-ппаятт. Это древнее боевое искусство, сохранившееся до наших дней в ряде деревень и городов штата Керала, на юго-западе Индии. На языке малаяли <каляри> значит <священное место>, слова <ппаятту> переводится как <бой>, <боевые приемы>.
В ней четко выделяются 4 раздела: метхотхари, колтхари, ангатхари и верамкхари. В каляри-ппаятт различают 2 основных стиля - юга и севера. Древний трактат <Каляри-Ппаятт> был записан двух с половиной тысяч лет назад и называется <Асата вадиву>.
Кушти. Самый известный и популярный вид национальной борьбы в Индии. Слова <кушти> существует в языке хинди с глубокой древности. Кушти пользовалась покровительством местных правителей, в старину большинство состязаний проходило в их присутствии. Боролись чаще всего до смерти одного из соперников. С тех пор нравы смягчились, и кушти теперь относительно безопасный спорт, хотя многие приемы, разрешенные в этой борьбе, в дзюдо, самбо и вольной борьбе являются запрещенными.
Существует много школ кушти, названия которых присходят от имен их основателей. Самые известные среди них три: Бхимасени, Джарасандхи и Хануманти. Одним из самых выдающихся мастеров кушти считался Гама, по прозвищу Великий (1878-1960), на протяжении многих лет обладавший званием всеиндийского чемпиона. В 1926 году чемпион мира по классической борьбе в тяжелом весе и мастер американского кэтча Станислав Збышко из Гродно прибыл в Индию, чтобы сразиться с Гамой. В течение двух месяцев он старательно изучал приемы кушти при дворе махараджи Патиалы. Тем не менее его схватка с Гамой закончилась через 90 секунд победой индийца. В 1947 году, когда Индия стала независимой, кушти объявили национальным видом спорта.
Китай Анализируя историю создания и развития китайских единоборств, нельзя не отметить тот факт, что одну из главных ролей в укреплении и распространении единоборств сыграли монахи, путешествующие по Китаю, которые в столкновениях с грабителями вынуждены были применять оружие. Еще более убедительным можно считать следующий факт: крестьяне, угнетенные податями, доведенные до совершенной бедности ростовщиками, часто бежали от своей незавидной судьбы и находили пристанище в монастырях. Поэтому понятно, что оскорбленные, обиженные, затравленные, они охотно увлекались таким элементом монастырской дисциплины, как боевая гимнастика Бодхидхармы. Отдельные приемы приобрели метафизическое значение, и в них старались найти философскую символику.
Популярность боевой гимнастики Бодхидхармы (Шаолинь-цюань) росла с каждым днем и получила масштабное распространение во многом благодаря монахам. Именно они вносили в систему Сериндзи значительные изменения и усовершенствования. Ведь в ту эпоху боевое искусство рассматривалось как прикладной аспект, то есть в первую очередь оно служило для самозащиты, а такие вещи, как культура и мораль, отходили на второй план. В дальнейшем китайский бокс (так называли кэмпо) постепенно перекочевал практически во все части света: в Корею, Монголию, на Окинаву.
Древние китайские школы боевых искусств: гунфу, дим-мак, тайцзи-цюань, ушу и шаолинь-цюань. Гунфу. В старом Китае все методы психофизиологического тренинга, в том числе <боевые искусства>, получили обобщающее название - гунфу. Спектр значений слова <гунфу> очень широк. Образованными людьми оно понималось как <подвижничество>, достижение <предела> в любом достойном виде деятельности. В народной среде слово <гун> стало восприниматься и как обозначение способа приобщения к могуществу природных и божественных сил, и как просто <упражнение>. Появление обобщающего термина <гунфу> обозначило возникновение в Китае новых общекультурных ценностей. Конфуцианские, даосские и буддийские мотивы психофизиологического тренинга тесно переплелись в синкретической (составной) китайской культуре средневековья. Боевые искусства сомкнулись с идеей духовно-физического самосовершенствования, приобщения к высшим силам.
Дим-мак. Это искусство смертельного прикосновения, секретная школа ушу. Адепты этой школы изучают уязвимые точки на теле человека и учатся поражать их с различной силой кончиками пальцев. Сила удара может привести или к смерти, или к увечью, или к временному параличу - все зависит от точночти и скорости удара.
Тайцзи-цюань - это школа внутренних стилей, ее основа - в умении пробудить энергию ци и управлении этой энергией при помощи сочетания движения и дыхания. Накопленная ци используется для укрепления тела и нанесения ударов.
Ушу. <Ушу> в переводе с китайского означает <боевая техника> или <воинская искусство>. Ныне ушу - скорее военизированная гимнастика, чем боевое искусство в точном смысле этого термина. Его задачами являются: укрепление здоровья, продление жизни, самооборона. Включает работу без оружия (тушоу) и работу с оружием (дайсе). Тренируются в одиночку, парами и группами. Ушу имеет огромное количество стилей и школ.
Шаолинь-цюань. Полное название этой школы боевых искусств: шаолинь-сы цюань-шу, что означает <искусство кулачного боя монастыря Молодого Леса>. Это стиль монахов, практичный и яркий. Он относится к внешним стилям, упор делается на развитие физической силы и ловкости, напоминает современное каратэ по технике боевых приемов. Прикладные дисциплины - бой с шестом и мечами.
Окинава Остров Окинава (в переводе - <веревка, извивающаяся в море>) сыграл в истории каратэ немаловажную роль. Эта небольшая часть суши, с высоты птичьего полета действительно напоминающая веревку, не раз подвергалась нападению чужеземцев. Вторжение японских и китайских войск привело к тому, что Окинава стала полностью зависима от этих государств. Уже с 605 года общинам острова приходилось делиться с китайским императором, а с 698 года еще и с японским.
Но все же основной этап, на который приходится знакомство островитян с восточными единоборствами, берет свое начало в 1422 году. В это время бразды правления принадлежали Се Хасину, грамотная политика которого привела к тому, что Окинава стала одним из важнейших центров торговли и судоходства. А это, как вы понимаете, привело к постоянному наплыву иностранцев со всего света. Местные жители с удовольствием черпали знания о различных тактиках ведения боя, привезенных со всех уголков Земного шара. Китайский бокс (цюань-фа), или кэмпо, также не остался без внимания окинавцев.
Во времена правления Се Сина (1477-1526) островитянам пришлось, самим того не подозревая, объединить все знания о боевых искусствах. Этому способствовал указ короля о полном разоружении населения. Предотвратив тем самым бесконечные войны между кланами, Се Син встретился лицом к лицу с другой проблемой. Дело в том, что мирные жители не раз подвергались нападению со стороны агрессивно настроенных пиратов и местных бандитских группировок. В результате ответом населения явилось создание своей собственной системы рукопашного боя, а точнее, даже двух систем. Первая называлась тэ (рука) и пользовалась популярностью у среднего слоя и аристократов.
Вторая получила название кобудо и практиковалась рыбаками и крестьянами. Оба эти стиля находились в строжайшем секрете и изучались, в основном, в храмах с наступлением темноты, потому как при их обнаружении они были бы незамедлительно уничтожены властями. Тренировки направления тэ подразумевали изучение основных приемов рукопашного боя для подавления противника голыми руками. Стиль кобудо был основан на использовании в качестве оружия подручных инструментов (лопат, топоров, цепей, гарпунов и т.д.)
В дальнейшем эти два направления переродились в единую систему, чему способствовали несколько исторических событий. Первое произошло в 1609 году, когда японский князь Симадзу Иэяса со своей дружиной разгромил окинавскую армию и полностью захватил остров. Указ о разоружении сыграл злую шутку, и Окинава в который раз оказалась во власти оккупантов. История повторяется, и в 1611 году правивший в то время король <по просьбе> все того же Симадзу издал еще несколько указов.
Помимо запрета на все холодное оружие (вплоть до элементарных инструментов и орудий труда), был прекращен контакт с иностранными государствами. Ко всему прочему, правительство установило непомерные налоги и опять поставило запрет на занятие военными упражнениями. В результате население архипелага организовало бунт, не дошедший до массового восстания, но способствовавший дальнейшему развитию каратэ. Во время столкновений закаленные островитяне голыми руками сражались с вооруженными воинами, иногда используя подручные материалы.
Таким образом, примерно в XVIII веке родилось новое искусство, объединившее в себе техники стилей тэ и кобудо с техниками китайских систем боя (тодэ) и получившее название <окинава-тэ> (рука Окинавы).
Древние окинавские школы боевых искусств: иссин-рю, ко-бу-дзюцу, кодзё-рю, уфучики-рю, уэхара-мотобу-рю и Уэчи-рю.
Япония То, что японское каратэ имеет индийский корни, на сегодняшний день не подлежит сомнению. А среди многих учителей боевых искусств, которые попали на Японские острова, особую роль сыграл учитель Гитин Фунакоши.
В 1916 году мастер Гитин Фунакоши (1868-1957) приехал с острова Окинава в Токио. Основываясь на знаниях, полученных на архипелаге, он взялся систематизировать и объединить разрозненные приемы и методы различных китайских стилей с традициями и техникой окинава-тэ. С этой целью Фунакоши организовывал всевозможные туры по городам Японии, в ходе которых публика могла увидеть показательные выступления мастера. Так, в 1921 году восхищенные зрители имели возможность наблюдать демонстрацию техники каратэ-дзюдзюцу (искусство китайской руки) в исполнении Гитина Фунакоши. Зрелище проходило во время фестиваля боевых искусств в Токио, и завороженные японцы впервые тогда услышали термин <каратэ>. В этой же выставке участвовал и уже известный к тому времени Дзигоро Кано.
Многие по достоинству оценили предложенную технику, и уже в 1931 году каратэ-дзюдзюцу изучали во всех университетах страны. Тренировки и соревнования в ту пору имели жесткий характер. Они проводились в полный контакт, то есть удары руками и ногами наносились с силой с целью обезвреживания противника. В 1936 году были собраны средства для открытия первого зала - додзе. Несколько ранее Фунакоши издал две книги о каратэ, которые принесли ему большую популярность. Кроме всего прочего, автор книг добавил к дикому боевому искусству философско-моральное толкование и приспособил его к душевному складу японцев и специфике японской культуры. Многое он позаимствовал из дзюдо (церемониал, систему иерархии степеней, распорядок) и вообще из японских обычаев.
Если верить истории, ситуацию изменил сын Гитина Фунакоши - Йоситака. Именно он превратил боевое каратэ, несущее в себе смертоносную силу, в каратэ мирное, несущее в себе культуру и мораль и предназначавшееся для духовного воспитания человека. Здесь акцент делался не на силе, а на технике исполнения и красоте. Другими словами, основой такого каратэ являлось изучение тактики ведения боя с целью познания самого себя.
Поделитесь с друзьями
|
|
Просмотров: 5863 |