Боги Индии. Сарасвати.
Она - богиня знаний, учения, красноречия и супруга бога-творца Брахмы. И хотя женским божествам в индийской мифолои уделено скромное место, ее почитают в Индии по сей день. О её древности свидетельствует имя, которое переводится - «свяанная с водой», «изящная».
Слово «сарае» означает «жидкость» и «текучесть»; оно относится ко всему, что течет - в прямом и аллегорическом смысле: к воде, мысли, речи. Не случайно в ведении Сарасвати находятся красноречие искусства и науки. Ее даже считают создательницей санскрита, научившей людей письму, стихосложению, музыке. Она подарила Ганеше, сыну Шивы и богу мудрости, перо для письма и цветные чернила. Впрочем, столь определенный и возвышенный образ богини сложился не сразу. Сначала она была связана с великой рекой. Если учесть, что в Западной Индии, куда пришли арийские племена, лишь одна крупная река берет начало с высочайших гор (Гималаев), впадая в Индийский океан (точней, в Аравийское море), то естественно Сарасвати отождествить с Индом. Ее супругом в Ведах назван Сарасват, который сравнивается с оплодотворяющим дождем, или Индра, которого она исцеляет. Судя по всему, такие представления имеют древнее происхождение, относятся к доисторическим, т.е. дописьменным, временам. Не исключено, что тогда женщины играли значительную роль в обществе, смягчая суровые нравы ариев, приобщая их к искусству пения и танца, начертания «магических знаков» (букв, слов). Как супруга Брахмы она именуется Брахми, а ее космическая роль - устанавливать гармонию, осуществлять красоту в мире, который после завершения очередного космогонического периода творит Брахма. Сарасвати изображают и с двумя, и с четырьмя руками. В последнем случае она в одной руке держит книгу. Это означает, что любое прекрасное стихотворение или подлинное открытие, приближающее людей к истине, было известно ей изначально и она ниспослала вдохновение творцу-человеку (так же, как вдохновляет она творца-Брахму). В другой ее руке - венок из роз, символ красоты. В третьей четки - знак благочестия и напоминание о вечном круговороте всех творений. Наконец, она может держать крюк, которым погоняют слонов, ибо она своими знаниями и искусством участвует в управлении миром. Как мы отметили раньше, образы двух богинь - Лакшми и Сарасвати - во многом подобны, и в некоторых мифах они замещают одна другую. А сходство их образов проще всего объяснить тем, что они призваны показать все лучшее, связанное в мире людей с женщиной. |
|
Просмотров: 1381 |