Главная » 2011 » Август » 7 » Мозг человека развивается быстрее, чем об этом судят учёные
Мозг человека развивается быстрее, чем об этом судят учёные

Что отличает нас от предков? Мы точно так же усердно добываем пропитание, возбуждаемся при виде подходящего полового партнёра и носим одежду из кожи. 30 лет назад, когда эволюционная психология только пыталась подняться на тоненькие ножки, многие всерьёз считали, что человеческая природа за тысячи лет ничуть не изменилась. Помните Флинстоунов?

Группа учёных раскритиковала такой подход, опубликовав в журнале PLoS Biology соответствующий материал. Кевин Лаланд из Университета Сент-Эндрю (Великобритания) и его коллеги считают, что современные люди вовсе не примитивные дикари, пытающиеся извлечь выгоду из окружающего их враждебного мира.

Несколько десятилетий назад, когда закладывалась основа эволюционной психологии, преобладало представление о том, что эволюция происходит постепенно, едва ли не с геологической скоростью. На тот момент, отмечает г-н Лаланд, это была вполне логичная точка зрения. Дальнейшие исследования, однако, нашли доказательства быстрых эволюционных изменений у животных. Кроме того, были обнаружены сотни трансформаций в человеческом геноме, которые появились в течение каких-то десятков тысяч лет (а не миллионов).

«Мысль о том, что все эти изменения не привели к переменам в работе мозга, кажется неправдоподобной», — подчёркивает специалист. По всей видимости, адаптивное отставание гораздо меньше, чем предполагали ранние исследователи. Авторы работы отмечают, например, что изменения в диете последнего времени и распространение болезней под воздействием новых культурных условий уже оставили след в геноме и повлияли на экспрессию генов в мозге.

Следующее важное соображение. Торговый центр, казалось бы, никак не похож на африканскую саванну, в которой эволюционировали наши пращуры. Однако исследователи отмечают, что не в природе человека создавать себе такое окружение, которое противоречило бы его потребностям. Человек — вопреки традиционным представлениям — не только адаптируется под среду, но и создаёт её под себя. Не только в пасторальной древности, но и сегодня мы живём или стремимся жить в такой среде, которая максимально комфортна для нашей биологии. Поэтому торговый центр — вовсе не извращение человеческой природы.

Эту параллель можно продолжать очень долго. Например, принято считать, что в природе человека — жить маленькими разобщёнными группами, как это было, вероятно, в древние времена. В таком случае, отмечают учёные, человеческая популяция должна была резко сократиться с появлением урбанизации — а в действительности с наступлением голоцена (ок. 12 тыс. лет назад) она почему-то начала расти и растёт по сей день.

Эти и многие другие примеры свидетельствуют об экстраординарном уровне адаптивной пластичности — вот какова в действительности природа человека. И именно эта особенность является фундаментом наших способностей к обучению и созданию культуры, а также к быстрой эволюции «по требованию».

Чтобы расшифровать этот головокружительный потенциал, нужно, говорят авторы, уделить больше внимания работе мозга. Выяснение того, как мозг осуществляет тонкую подстройку под обстоятельства, позволит отследить, насколько быстро и каким образом мозг человека разумного изменился с тех давних пор, когда мы вели себя как животные и общались нечленораздельными звуками.

Ранее преобладало представление о мозге как автомате, запрограммированном раз и навсегда. Г-н Лаланд и его коллеги полагают, что мозг — это коллекция инструментов, ожидающих джем-сейшена. Очень многое зависит от того, как настроит эти инструменты биологический и культурный опыт детства и юношества. Эта гибкость, скорее всего, и позволяла нашим предкам справляться с изменчивым миром и в дальнейшем «прогибать» его под свои нужды.

В целом, отмечают специалисты, пока эволюционная психология воспринимается как упрощение. Пора вывести её на уровень настоящей науки. Подготовлено по материалам Scientific American.

Просмотров: 125 | Добавил: Kondor | Теги: развитие мозга человека | Рейтинг: 5.0/1