Келл и Маклеод сгубили короля

Келл и Маклеод сгубили короля

     Генетические аномалии, известные как антиген Келла и синдром Маклеода, привели ко многочисленным трудностям короля Англии Генриха VIII (1491 –1547). Предположительно, король имел довольно специфическую группу крови, содержавшую антиген Келла, что было причиной его фактической неспособности произвести на свет наследника мужского пола.



    Связанный с этим явлением синдром Маклеода вызвал болезни, мучившие короля с середины жизни, а также резкое ухудшение характера. Статью, опубликованную в Историческом журнале (The Historical Journal, Cambridge, Великобритания), пересказывает сайт eurekalert.org.

   Статья описывает гипотезу, сформулированную биоархеологом Катриной Уитли (Catrina Banks Whitley), научным сотрудником Офиса археологических исследований музея Нью Мехико (Office of Archaeological Studies at the Museum of New Mexico), и антропологом Кирой Крамер (Kyra Kramer), независимой исследовательницей. Гипотеза пытается объяснить столь поражающее историков превращение энергичного, атлетичного и щедрого правителя, каким был Генрих VIII в первые 40 лет своей жизни, в тирана и параноика, едва передвигающегося из-за огромного веса и неизлечимых болезней ног.

   Авторы работы предположили, что король имел Келл-положительную кровь и, одновременно, страдал от синдрома Маклеода, отягощенного ожирением. Симптомы этого последнего заболевания – повреждения сердечной мышцы, болезни мышц, психические отклонения, эмоциональная нестабильность и повреждения двигательного нерва – начинают развиваться между 30 и 40 годами, и практически все они наблюдались у Генриха VIII. А под конец жизни король вообще почти не ходил самостоятельно, но передвигался в кресле, которое носили четверо слуг, что соответствует известному случаю синдрома Маклеода, в котором пациент впервые почувствовал слабость в правой ноге в 37 лет, и всего через 10 лет – атрофию обеих ног.

   Как известно, Генрих был женат официально 6 раз, причем двух жен он казнил, а также по ходу дела разорвал связь с католической церковью – и все ради того, чтобы иметь сына, наследника престола. Историки давно спорят о том, какое заболевание или травма столь разительно изменили короля физически и психологически, однако никто не придавал большого значения многочисленным неудачным беременностям его жен и любовниц – считалось, что в эпоху примитивного здравоохранения и слабой гигиены подобные инциденты не нуждаются в особом объяснении. Однако Уитли и Крамер не согласны с таким подходом, равно как и с распространенной теорией, будто бы основным фактором был сифилис, которым якобы страдал король.

   Впервые Генрих женился в возрасте 18 лет на 23-летней Екатерине Арагонской. Их первая дочь была мертворожденной, второй ребенок, сын и повод для грандиозного ликования, прожил только 52 дня. Далее последовали еще 4 беременности, но лишь один ребенок прожил больше нескольких недель – Мария, которая в 1553 году станет четвертым монархом в династии Тюдоров и останется в истории как Мария Кровавая за энергичное преследование протестантов в попытке восстановить влияние католической Церкви в стране.

   Как уже было сказано выше, Уитни и Крамер предположили, что многочисленные неудачные беременности жен Генриха явились следствием наличия в крови антигена Келла. Точное количество неудачных беременностей установить невозможно, особенно если учитывать многочисленных любовниц короля, но их было никак не меньше 11, возможно, даже 13. Только четыре ребенка пережили стадию младенчества, что мало даже для той эпохи, тем более что речь идет о королевских детях.

    Авторы исследования объясняют механику происходившего: дети Келл-положительного отца и Келл-отрицательной матери имеют один шанс из двух также быть Келл-положительными. Первый ребенок имеет все шансы оказаться вполне здоровым и нормальным, даже если окажется Келл-положительным. Однако при всех последующих беременностях антитела Келл-отрицательной матери, появившиеся после первой беременности, воспримут Келл-положительный зародыш как чужеродное тело и атакуют его.

   То, что выжила Мария, пятая беременность Екатерины Арагонской, не противоречит гипотезе, если предположить, что Мария унаследовала от Генриха рецессивный ген Келла. Беременности Анны Болейн являются классическими примерами аллоиммунизации, когда первая беременность проходит благополучно, а все последующие заканчиваются преждевременно. Джен Сеймур (Jane Seymour) успела родить только одного ребенка, что, как уже было сказано выше, соответствует стандартному сценарию.

   Далее авторы работы отмечают, что ряд родственников Генриха мужского пола с материнской стороны демонстрировали сходные сценарии. «Мы проследили возможную передачу Келл-положительного гена от Жакетты Люксембургской, пра-прабабушки короля по материнской линии, – пишут авторы. – Наличие сходных проблем репродукции у потомков Жакетты мужского пола и сравнительное благополучие среди потомков женского пола может указывать на наличие Келл-фенотипа в семье».
Класс!

Просмотров: 1246 | Рейтинг: 5.0/1
Яндекс.Метрика