Сократ | Secretworlds.ru

Сократ

Сократ

     В 469 году до н.э. в Афинах в семье камнетёса Софроникса и повитухи Фенареты родился мальчик. При первом же взгляде на этого ребёнка Афинский Оракул сказал его отцу: "Пусть сын делает то, что ему заблагорассудится,... так как он уже имеет внутри себя на всю жизнь руководителя, который лучше тысячи учителей и воспитателей." Позднее Оракул Аполлона в Дельфах признал Сократа мудрейшим из всех греков. Сам Сократ уже на исходе жизни признавался: "Началось у меня это с детства: возникает какой-то голос, который всякий раз откланяет меня от того, что я бываю намерен сделать, а склонять к чему-либо никогда не склоняет."

   Сократ был рождён в довольно трудные для древней Эллады времена противостояния между отдельными греческими полисами: Афинами, находившимися на вершине расцвета культуры и демократии, и Спартой, построившей мощную военно-рабовладельческую систему. Будущий философ получил общедоступное начальное образование, потом изучал математику, астрономию, метеорологию, увлекался науками о природе.

    В 18 лет прошёл военную службу, затем помогал отцу в его работе скульптора и камнетёса. Был небогат и вёл неприхотливый образ жизни и не жаловался на судьбу; одевался скромно и нередко ходил босяком. Участвовал в военных действиях против Спарты и проявил себя отважным и стойким воином. После первой же битвы ему была присуждена награда за храбрость. А однажды зимой он в течение двух часов простоял перед лагерем на одном и том же месте, погружённый в размышления, босяком и в лёгкой одежде, забыв про суровый мороз.

   После 40-ка лет Сократ женился на некой Ксантиппе, имевшей репутацию сварливой и несносной женщины, на выходки которой он реагировал с философской невозмутимостью. Объясняя в шутку свой выбор, Сократ говорил, что "все желающие сделаться искусными наездниками выбирают самых горячих лошадей, и если они могут обуздать их, то в них является уверенность, что они справятся и с другими лошадьми." Трёх сыновей Сократа звали Лампрокл, Софроникс и Менексен.

   Ещё в молодости, посетив Дельфы, Сократ был взволнован призывной надписью спартанца Хилона, начертанной на Храме Аполлона. Надпись гласила: "Познай самого себя". Став сперва учеником знаменитого греческого натурфилософа Анаксагора, Сократ постепенно создаёт свою собственную философскую систему, стержнем которой становится самопознание и нравственность. А девизом Сократа было: "Ничего сверх меры." "О, сколько существует вещей, без которых можно жить!"

   "Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может." Истинное познание, как его понимал Сократ, призвано дать человеку верные ориентиры для его повседневной жизни, чтобы научиться разумно вести человеческие дела. Дорога самопознания ведёт человека к пониманию своего места в мире, к уяснению того, "каков он по отношению к пользованию собой как человеком." Зло творится, согласно Сократу, по неведению, незнанию; злой поступок является следствием непонимания того, что есть истинное благо, а не результатом разумного выбора зла; другими словами, умышленное зло невозможно. "Я знаю, что ничего не знаю." "Что есть Бог, я не знаю," - говорил Сократ. - "Я знаю, чем Он не является."

   По Сократу, душа "царит в нас", но в отличии от тела "она невидима". Эта незримая наша "хозяйка" управляет нашим зримым телом, так как в ней находится наш разум, распоряжающийся телом как хочет. И не только телом, но и всеми поступками. Ибо добродетель есть Знание, и моральное поведение есть поведение разумной души, а не тела. Душа - источник благоразумия, сдержанности и самообладания, и пока душа сохраняет контроль над телом и чувственными вожделениями, человек остаётся нравственным. Когда же физические вожделения и чувственные удовольствия берут верх над душой и заставляют её "угождать им", человек перестаёт быть нравственным, становится рабом чувственных наслаждений и доводит до "позорного состояния тело и душу".

   Таким образом, бессмертная душа подвержена как совершенствованию, так и порче в зависимости от земного образа жизни тех, кому она достаётся в своих вечных переселениях из этого мира в загробный и возвращениях назад. Отсутствие бессмертия души, замечает Сократ, было бы счастливой находкой для дурных людей, ибо со смертью души они легко избавлялись бы от присущей им порочности. Но душа бессмертна, и, следовательно, неизбежна ответственность человека за свои дела.

   Со времён Пифагора мудрецы, философы и софисты были в глазах большинства жителей Греции людьми суетной, бесполезной и даже опасной породы, дурачащими своих слушателей умниками, сбивающими с толку подрастающее поколение. Многие философы были вынуждены бежать из Афин. И для Сократа его иронические выпады в адрес "незнающего большинства" не прошли даром. Обыватели издевались над молодыми людьми, целыми днями шатавшимися за Сократом по городу, говоря: "надо же, ты познаёшь себя, что ты невежественен и глуп!" В марте 399 года до н.э. против Сократа было сфабриковано дело, по которому он обвинялся в непризнании тех Богов, каких признавал традиционно город Афины, и "в развращении умов молодёжи".

   Враги Сократа надеялись, что он тоже бежит из Афин или публично раскается, приведя с собой в Суд плачущую жену и детей, но Сократ отказался даже от помощи адвоката и в Суде открыто высмеял костность и невежественность сложившегося образа жизни. Платон, в то время ещё юноша, присутствовал на Суде и позднее записал речь Сократа. Друзья уговаривали Сократа отречься от своих слов, чтобы сохранить себе жизнь, но он был непреклонен. Взбешенные судьи вынесли ему смертный приговор, по которому он должен был выпить чашу яда из сока болиголова. "Избегнуть смерти нетрудно, афиняне," - ответил Сократ судьям. - "А вот что гораздо труднее - это избегнуть испорченности: она настигает стремительнее смерти."


Просмотров: 2260

Яндекс.Метрика