Конфуций

Конфуций

     В VI веке до н.э. правителем города Чеухиен в небольшом царстве Лу на севере Китая был некто Шу Лиан-хо, военный, имевший двух жён. От первой жены у него было девять дочерей, а от второй - слабый сын, который вскоре умер. Когда Шу Лиан-хо исполнилось 70 лет, он всерьёз задумался о наследнике и решил жениться ещё раз. Его третьей женой стала прекрасная Чинг Тси, младшая из трёх дочерей семейства Йён.

   После свадьбы молодая жена опасалась, что из-за старости мужа она не родит ему наследника. Однажды во время прогулки она поднялась на священный холм, находившийся неподалёку от городка Цзоуи, и обратилась с жаркой молитвой к Богам. Просьба её была услышана, и она зачла сына. В 551 году до н.э. она родила его на том же холме под дуплистым тутовым деревом. Едва младенец появился на свет, рядом с нею из-под земли начал бить ключ чистой тёплой воды, который исчез, едва новорожденный младенец был обмыт. В благодарность Богам Чинг Тси нарекла своего сына Киеу ("Холм").

   Киеу рано лишился отца: старый Шу Лиан-хо умер, когда ему шёл всего третий год. В детстве Киеу был необыкновенно послушным ребёнком, почтительным к старшим, не по возрасту рассудительным. В школе он затмил всех учеников своим прилежанием, кротостью, скромностью и успехами в учении, и на 17-ом году жизни был назначен помощником своего учителя. Как и все молодые люди того времени он изучил арифметику, письмо, музыку, искусство танца, искусство управления колесницами и стрельбу из лука.

   После школы Киеу некоторое время жил в бедности, работая надзорным за качеством продуктов на рынках и в лавках, и часто был вынужден изыскивать средства на пропитание, но на 19-ом году жизни он вступил в брак с девицей из знатной семьи по имени Кикоан Ши. Через год у них родился сын Ли, а позднее - дочь. Вскоре князь города назначил добросовестного Киеу инспектором пахотных полей, лесов и пастбищ, и под управлением Киеу быт земледельцев изменился к лучшему, а заброшенные поля превратились в богатые нивы.

   В 528 году до н.э. Киеу потерял мать и по существовавшему обычаю на три года ушёл в отставку в знак траура. За эти годы он изучил множество различных священных книг древности и на их основе разработал своё собственное учение, центральной идеей которого было управление на основе правил поведения. Вскоре он превратил свой дом в настоящую Академию.

   Весть о мудрости юного Кун Цю (или Конфуция), как официально называли Киеу, распространилась на соседние княжества. Он совершил немало поездок к правителям соседних китайских царств и некоторое время жил в провинции Чжеу. Кун Цю старался на деле применять все высказываемые и проповедуемые им правила нравственности. Так, получив как-то в подарок от одного князя 1000 мер риса, он не стал благодарить его, а роздал рис беднякам, сказав: "Он ожидал моей благодарности, теперь же благодарных - сотни."

   Конфуций делил всех людей на пять категорий. Первая - люди привычки, живущие повседневной животной жизнью; их понятия дальше глаз, ушей и рта не простираются. Вторая - люди грамотные, образованные, живущие в соответствии с законами и обычаями. Третья - люди здравого смысла, одинаковые в горе и радости, невозмутимые философы, умеющие говорить и молчать. Четвёртая - люди прямодушные и истинно добродетельные.

   Пятая - люди, совершенные во всех отношениях. Он учил, что "человек обладает способностью совершенствоваться или развращаться, смотря по доброму или злому употреблению своей воли; за злые деяния он заслуживает наказания, за добрые - награды." Духовного человека от материалистичного Конфуций отличал на основе следующего критерия: "Человек возвышенный понимает, что хорошо; человек низкий понимает, что выгодно."

   "Вершины горы не достигнешь, не проходя крутыми и извилистыми тропами; доступ к добродетели не обходится без трудов и усилий." "Питаться грубой пищей и пить только воду, спать, положив под голову локоть, - радость в этом! А богатство и знатность, добытые бесчестным путём, - для меня это словно парящие облака." "Мудрому хорошо везде; вся Земля - его достояние!"

   На 44-ом году жизни Конфуций был назначен правителем резиденции в княжестве Лу, а в возрасте более 50-ти лет в течение трёх месяцев занимал в Лу должность начальника судебного приказа. "Преступник-простолюдин чаще бывает невиновен по той причине, что не знает своих обязанностей," - говорил он. - "Наказывайте смертью тех, кто заслужил того за вину важную и сознательную. Сперва надо учить народ, и тогда уже в случае сознательного неповиновения наказывать его." Однако большинство правителей того времени относились к реформам Конфуция с ледяным равнодушием; они верили только в силу оружия.

   В 66 лет Конфуций потерял супругу. Последние годы жизни он всецело посвятил занятиям с учениками. Перед смертью Конфуций впал в сон и после семидневного бессознательного состояния скончался на 73-ем году жизни в 479 году до н.э. Спустя почти 300 лет его учение стало официальной религией Китая, сам он был объявлен святым, а место его захоронения стало местом национального паломничества.

   Мудрость Конфуция сохранилась в его книгах: "Да-сюе" ("Великое Учение") - учение о самоусовершенствовании человека, изложенное по Конфуцию одним из его учеников; "Чжун-юн" ("Книга о середине") - учение о гармонии и чувстве меры; и "Лун-юй" - книга изречений и афоризмов Конфуция и его учеников.

   "Соединение двух начал (духовного и телесного) - источник всего сущего. Как только оба начала разъединяются, оно умирает."

   "Всему своё время. Всё на свете изменяется и исчезает, чтобы появиться в новом виде, но и за обновлением следует обветшание, разрушение, а там - опять обновление, и так до бесконечности."


Великие гуру 2394
Яндекс.Метрика