Как человеку добраться к новым планетам? | Secretworlds.ru

Как человеку добраться к новым планетам?

Инопланетяне в нашей вселенной обязаны быть похожими на нас. Но чтобы до них добраться, нам придется заменить наше бренное тело.

Сентябрь 2010 года ознаменовался не только политическими катаклизмами на Земле, но и радостными и обнадеживающими открытиями на небе. Точнее, в космосе, в созвездии Весов, в планетной системе звезды Глизе (Gliese) 581 ученые обнаружили планету, которая вполне подходит для жизни – такой, какой мы ее себе представляем. То есть для нас.

Американские «охотники за планетами» из Калифорнийского Университета Санта-Крус и Института Карнеги, как сообщает NASA, уже не первый год ищут подобные планеты, где есть шансы встретить столь желанную для землян синевато-зеленую подружку. И обосноваться на ней, надо полагать, под сенью удивительных инопланетных деревьев, услаждая взор самодвижущимися цветами и необычными сепульками.

Новонайденная планета вращается вокруг невзрачной звезды внутри так называемой «обитаемой зоны». То есть на расстоянии, которое позволяет, с одной стороны, не сгореть на ней всему живому, а с другой – не окаменеть на веки вечные. То есть в пределах существования воды в жидкой фазе.

Стивен Вогт и Пол Батлер, обнаружившие эту планету, довольны открытием. Еще бы – за пределами нашей Солнечной системы открыто уже полтысячи экзопланет, но все они никак не годились на роль обитаемых. И причин тому очень много. К температурным границам («кипение – замерзание») добавляется еще много ограничений.

Прежде всего, «жилая планета» не может быть очень большой, иначе сила тяжести просто «размажет» жизнь на планете. Не может она быть и маленькой – тогда будет маленькой сила тяжести и атмосфера просто улетит в открытый космос. Планета не должна вращаться вокруг своего солнца по вытянутой орбите, как какая-то там комета. Можете себе представить зиму на Земле с температурой –170 градусов, которую через полгода сменяет лето с +150? Это круто даже для высокотехнологичных экстремалов.

Чтобы жизнь могла развиться на планете, сама звезда должна быть спокойной и долгоживущей. А следовательно, скорее всего, из карликов, как наше Солнце («желтый карлик G2»). Да, еще никаких двойных звезд: там будет царить такой температурный цирк, что даже амеба сойдет с ума.

В общем, маленький, унылый красный карлик М3 из созвездия Весов, занесенный в каталоги как Глизе 581 с момента открытия первой планеты «b» притягивал внимание ученых. Ах да, забыл добавить: находится он совсем близко по космическим масштабам: всего в 20 световых годах. Для сравнения: ближайшая к земле планета, Проксима Центавра, летит в космосе в 4 с лишним световых годах, блистательный Сириус – в 9, а романтическая альфа Лиры Вега – в 25 световых годах.

В итоге более чем 11-летних исследований с использованием самой совершенной аппаратуры, описание которой представляет интерес только для тех, кто занимается практической астрономией, и была найдена вот эта потенциально обитаемая планетка, получившая в науке индекс «g», а от одного от первооткрывателей неофициальное ласкательное «Мир Зармины» – в честь жены.

На этой планете сила тяжести в полтора раза больше, чем на Земле, что вполне нормально, самое главное другое: планета вращается слишком близко от красного карлика и поэтому обращена из-за приливных сил к нему только одной стороной – как наша Луна к Земле. По мнению ученых, на одной стороне планеты температура, скорее всего, около 160 градусов выше нуля, зато с ночной около минус 25, а следовательно, жизнь там кипит на линии терминатора – то есть границы дня и ночи. Причина того, что планета не сгорает в лучах звезды, – в том, что красный карлик обладает светимостью в десять раз меньшей, чем наше Солнце. Мы Глизе 581 просто так не увидим, а вот с планеты «g» наше светило очень даже красиво блестит.

Научный мир просто переполняют надежды. В частности все вспоминают, что еще в 2008 году в направлении этой звезды в рамках проекта «A message from Earth» с радиотелескопа в Евпатории был послан сигнал, который может достичь тамошней планетной системы в 2029 году. Спустя год эстафету подхватили американцы со своим проектом «Hello from Earth», которые также надеются на успех. Такое впечатление, что энтузиасты просто живут в ожидании 2049 года, когда из глубин космоса придет сигнал от жителей системы Глизе. Просто «Контакт» какой-то, как его представлял Карл Саган.

Человеку вне этой тусовки совсем непонятно, а из-за чего, собственно, весь этот сыр-бор. 20 световых лет – это 190 тысяч миллиардов километров. Это более 300 тысяч лет полета с современными скоростями, то есть цель недостижимая, а значит – бессмысленная... «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе...» – примерно в таком аспекте.

Но не все так однозначно. Поиск жизни в космосе – на удивление практичная штука. Иначе бы на нее не выделяли по всему свету вполне реальные деньги. И секретов здесь несколько.

Представьте, что планеты, подобные Земле, начали находить в космосе в изобилии. Есть ли основание полагать, что на них нет ничего, кроме стерильно чистых водных потоков, или там тоже что-то такое шевелящееся завелось? А значит, вполне возможно, там есть и братья по разуму. Только братья ли? Известный физик Стивен Хокинг не так давно высказался по этому поводу довольно скептично: инопланетяне вполне могут повести себя по отношению к землянам примерно так же, как европейцы повели себя в отношении индейцев Америки. То есть разграбить все и улететь. Впрочем, если бы мы могли свободно летать в космосе, вполне возможно, мы бы и сами так поступали.

Ученые смело переносят наши реалии в космос, поскольку все говорит о том, что наша форма жизни – единственно возможная биологическая система в этой Вселенной (возможно, есть другие, но о них ничего не известно). Углерод – единственный элемент для строительства белковых тел, и вполне возможно, вся жизнь в нашей вселенной – из одного рассадника. Поэтому так тщательно ищут ее на Марсе: если эта теория подтвердится, и микробы на Марсе будут иметь также и ДНК, а то и похожие основные гены, то вопрос бога, или, если хотите, Садовника-экспериментатора «встанет во весь рост»: где и когда появилась эта «рассада» в нашем мире.

При этом появилась и надежда на то, что все-таки мы вырвемся в космос. Современные химические ракеты доставят нас на Марс не быстрее, чем за полгода, но новейшие разработки, в частности плазменные реактивные двигатели, могут сократить путешествие до 40 дней. Эти проекты уже выходят за пределы дискуссий на диване, в 2014 году первый из них может быть испытан на борту МКС. А это значит, что полет на Марс может оказаться гораздо более практической штукой, чем думали ранее. Разумеется, до Глизе все равно на нем не улетишь, но появилась надежда на освоение своей родной Солнечной системы, а там могут появиться и новые технические решения, о которых мы пока ничего и не знаем.

А может, биологическая эволюция – это, действительно, только шаг на пути выхода разума за пределы биологической оболочки? И что случится, когда мы создадим искусственный интеллект, а точнее – сможем соединить наше, человеческое осознания «своего Я» и интеллект космического робота? Все ускоряется слишком быстро, и специалисты по освоению космического пространства уже предполагают, что как раз это-то и откроет перед нами просторы Вселенной. Может, в этом и был смысл эволюции на Земле, чтобы найти новое вместилище своему разуму и, уже не оглядываясь на время, отправиться к иным мирам.

Именно такое предположение делает известный специалист по поиску внеземных цивилизаций Сэт Шостак в своей новой научной работе. Он задается вопросом: а если цивилизация как раз и идет по пути перехода биологической эволюции в машинно-кибернетическую? Такой цивилизации не нужны планеты типа Земли, им нужна энергия, а значит, искать их надо около молодых и сильных звезд. Кроме того, им нужны полезные ископаемые. И опять мы возвращаемся к вопросу, поднятому Стивеном Хокингом, – насколько мы можем быть интересны для такой цивилизации, или им нужна только наша Земля как кусок полезного ископаемого?

Вся эволюция человечества начинает походить на компьютерную игру, где, получив новые свойства, ты можешь ее продолжать, то есть «набрать экспириенса и сделать левел-ап». Вот вопрос: мы одни играем в эту игру или кто-то еще? А может, кто-то смотрит, как мы играем? Где и что такое главный приз в этой игре?

75 лет назад глухой старик, чудак и гений Константин Циолковский предполагал, что после выхода человечества в космос «...появится, наконец, сверхновый человек, который будет разумом настолько выше нас, насколько мы выше одноклеточного организма. Он уже не будет спрашивать: почему, зачем? Он это будет знать и, исходя из своего знания, будет строить себе мир по тому образцу, который сочтет более совершенным...». Какое этот человек будет иметь к нам отношение: потомок, старший брат или хозяин? Вот такие размышления приходят в голову, читая об открытии первой среди многих сестер нашей Земли. Далеко-то она далеко, только вопросы поднимает самые что ни на есть близкие...