Хан ван Меегерен | Secretworlds.ru

Хан ван Меегерен

Хан ван Меегерен

     Журналисты назвали этого голландского художника «великим фальсификатором». Он писал картины в манере старинных мастеров и выдавал их за творения великих художников. Имя этого художника ─ Хан Ван Меегерен.

Хан ван Меегерен

    Он родился 3 мая 1889 года в многодетной семье простого школьного учителя. Хан все свободное время проводил в мастерской учителя Кортелинга, что очень не нравилось его отцу. Кортелинг же развил в мальчике вкус и умение подражать старинной манере письма. Ван Меегерен получил хорошее образование. В восемнадцать лет он поступил в Дельфтский технологический институт, где слушал курс архитектуры, а одновременно с этим он учился в Школе изящных искусств.

Молодое дарование.

Вскоре молодой голландский студент архитектурного ВУЗа был премирован за картину, на которой был изображён интерьер церкви Св. Лаврентия в Роттердаме. Строгое жюри оценило познания студента в архитектуре и его прекрасное владение традиционной манерой письма в выполнении столь сложной модели. Спустя некоторое время, также было удостоено множества похвал, изображение оленя королевы Юлианы, выполненное Ханом. Затем это изображение было растиражировано и успешно продавалось в стране. В молодом художнике видели большой талант, им восхищались. Но успех, как известно, непостоянен…

Окончив летом 1911 года четвертый курс, Хан познакомился с Анной де Воохт, которая весной следующего года стала его женой. Скоро Анна уже ждала ребенка. Супруги постоянно испытывали материальные трудности. Хан начал продавать свои картины, чтобы заработать денег. Но его новые работы не удостаивались таких похвал, как более ранние произведения. Его хвалили, охотно принимали в высшем свете, ценили умение угодить заказчику. Но относились к нему не слишком серьёзно, на выставках его картины упорно не замечали, а в обзорах рецензенты уделяли им лишь несколько строк.

Художник попытался сменить стиль и примкнул к движению символистов. Но и в этом направлении художник вновь не смог добиться успеха. В журнале «Боевой петух» Хан стал публиковать статьи, в которых говорил о гнёте художественной критики, что она подавляет всё живое, что для неё не важно не качество картины, а главное ─ подпись известного автора. Но его выступления не нашли поддержки, и ван Меегерен покинул страну. Он обосновался на Лазурном берегу Франции, где жил и работал на снятой им вилле.

Позже Меегерен создал две картины в стиле великого голландского художника Франса Хальса «Смеющийся кавалер» и «Довольный курильщик». Он показал эти работы известному искусствоведу Абрахаму Бредиусу, который сразу определил, что обе картины — подделка. Однако мысль об имитации картин великих художников не покидала голову молодого мастера. Несколько месяцев он внимательно изучал биографии и творчество голландских художников XVII века, их манеру письма и особенности техники. Вход в его мастерскую был закрыт абсолютно для всех. Правда, первые опыты художника не принесли желанного успеха. Тем не менее, ван Меегерен не отступал.

«Гениальные» работы Вермеера.

Надо отметить, что в нидерландских музеях в то время хранилось мало картин национальных мастеров. Работами великих голландцев — Рембрандта, Хальса, Стена, ван Дейка, Рейсдаля, де Хооха и других — были полны такие музеи, как Эрмитаж, Национальная галерея в Лондоне, Лувр, музей Ватикана и различные частные коллекции. А в самих Нидерландах эти великие мастера были представлены едва ли не единичными и не самыми лучшими образцами. Среди художников, отсутствие работ которых так болезненно воспринималось культурной общественностью Нидерландов, был и великий живописец Ян Вермеер. О жизни и творчестве Вермеера Дельфтского и по сей день многое остается неизвестным. Из поля зрения выпадают целые периоды его биографии.

В художественном мире Вермеера называли «Художником художников», так как его гениальность была единодушно признана всеми известными специалистами с тех пор, как его работы были открыты в 1866 году французским критиком Теофилем Торе.

Но всех любителей искусства в 1932 году порадовало сообщение искусствоведа Абрахама Бредиуса. Он утверждал, что на рынке художественных произведений в Гааге объявилась картина «Дама и кавалер у спинета», принадлежащая кисти Вермеера. Чуть позже в частной коллекции в Италии была обнаружена картина «Христос в Эммаусе», по мнению Бредиуса и многих специалистов, безусловно, являющаяся работой Вермеера. На картине был изображён Христос, преломляющий хлеб на столе, за которым сидят два его ученика. Картина написана поверх старого, ранее использованного полотна XVII века. Покрывавший её лак от времени потемнел, и в нём, как и в краске, образовались трещины-кракелюры. Всё говорило в пользу того, что это работа явно XVII века и, судя по специфике приёмов автора, принадлежит кисти Вермеера.

Оказалось, что картину Вермеера обнаружил в Италии и приобрёл ван Меегерен, который перепродал её после экспертизы в коллекцию Бойманса-ван-Бойнингена за 550 тысяч гульденов (огромная по тем временам сумма). О «Христе в Эммаусе» заговорили искусствоведы, критики, антиквары. В конце концов, картина была продана музею Бойманса в Роттердаме. Ван Меегерен получил 340 тысяч.

Ван Меегерен, как он сообщил, обнаружил в частных коллекциях ещё несколько картин, скорее всего принадлежащих кисти великого голландца: «Тайная вечеря», «Исаак, благословляющий Иакова», «Омовение ног». Почти все эти картины были перепроданы им в государственные музеи или в упоминавшийся выше музей Бойманса-ван-Бойнингена. Все эти перепродажи обогатили ван Меегерена. Он стал уважаемым в Нидерландах деятелем культуры. Нашли признание и его собственные работы.

Предатель.

В 1940 году Нидерланды были оккупированы фашистами. Новым посредником для художника стал Ван Страйвесанде. Меегерен перепродал ему своего «Христа и грешницу», а затем случайно узнал, что тот тесно связан с нацистскими кругами. Однако уже было поздно. Баварский банкир Алоис Мидль уже прослышал об открытии неизвестной картины Вермеера и информировал об этом Вальтера Хофера — агента гитлеровского режима, которому были поручены розыск художественных ценностей в оккупированных странах.

При посредничестве антикварной фирмы Гудстиккер Меегерен продал в 1943 году картину «Христос и грешница» в коллекцию самого Геринга. На этой операции Меегерен заработал миллион гульденов. В период с 1939 по 1943 год Ван Меегерен создал тринадцать подделок, восемь из них были проданы за 7 миллионов 254 тысячи гульденов.

Сразу же после освобождения страны уже в конце мая 1945 года ван Меегерен был арестован как расхититель национального достояния. Именно продажа картины Вермеера в коллекцию Геринга приписали Меегерену как государственное преступление. Вначале он пытался оправдаться, заявляя, что эта продажа произошла вопреки его желанию, но следствие сумело доказать, что вся операция происходила при его явном согласии. По тогдашним суровым законам предъявленные Меегерену статьи обвинения предполагали высшую меру наказания. И через три месяца обвиняемый не выдержал.

Признание.

12 июля художник делает сенсационное признание, что именно он написал обсуждавшиеся на суде картины. Никакое национальное достояние в коллекцию Геринга не продавалось, эти работы написаны не Вермеером, а им, ван Меегереном. Вначале следствие предположило, что признание Меегерена — заведомая ложь. Но обвиняемый потребовал обыска на его вилле на юге Франции, где хранились эскизы. Также он сам потребовал настоящей экспертизы.

Меегерен рассказал, как он создавал и старил картины, какие средства применял, чтобы достаточно свежая масляная основа соскобленных со старинных картин красок не подверглась действию растворяющих спиртов, как прокрашивались тушью кракелюры для придания им вида въевшейся в трещины за двести лет пыли и грязи… Это была очень сложная операция. Ван Меегерен научился сам приготовлять краски, нашел поставщиков других редких веществ. К концу 1934 года ему удалось изобрести такие масляные краски, которые в специальной печи при температуре 105°С затвердевали по истечении двух часов настолько, что их не брал обычный растворитель.

После этого заявления Меегерен был освобождён под залог.

Теперь перед выбором оказались эксперты, часть которых в своё время отнесла картины кисти Вермеера: настаивать на подлинности — значит послать Меегерена на виселицу как предателя. Заявить, что автором всех картин был Меегерен — значит признать свою несостоятельность. Для решения этого вопроса был проведен следственный эксперимент. Меегерену доставили необходимые материалы, кисти, полотно, и в присутствии экспертов он «создал» последнее полотно Вермеера: «Молодой Христос в храме среди учителей». В итоге этого эксперимента было установлено, что Меегерен ─ просто фальсификатор, а картины, приписываемые Вермееру ─ подделки.

Судебный процесс проходил в переполненном зале 29 октября 1947 года. На стене висели поддельные шедевры обвиняемого. Было допрошено 17 свидетелей, а весь процесс длился более пяти с половиной часов. В результате суд приговорил фальсификатора к одному году заключения. Однако 29 декабря художник умер от обширного инфаркта. К этому времени он был самым популярным человеком в стране. Меегерен из предателя превратился чуть ли не в национального героя. Вышло так, что он обманул врага, продав за большие деньги фашистам свои подделки.

Кстати, мечта Меегерена о всемирной известности исполнилась. Выполненные Меегереном работы якобы Вермеера сейчас хранятся в различных музеях и коллекциях. В частности, наиболее удачная работа Меегерена «Христос в Эммаусе» находится, как и прежде, в музее Бойманса-ван-Бойнингена, владельцы которого по-прежнему утверждают, что этот Вермеер — подлинный. Там же находятся работы «Голова Христа» и «Тайная вечеря», а «Грешница» помещена в Государственную коллекцию в Гааге, но уже с указанием авторства Меегерена. Написанная в присутствии экспертов картина «Молодой Христос перед учителями в храме» была куплена для частной коллекции.


Валерий Качмарик

     Понравилась статья?
Оставьте Ваш комментарий или поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях.


Просмотров: 3531
Яндекс.Метрика