Филипп Бюно-Вариа, Корнелиус Герц и Жак де Райнах | Secretworlds.ru

Филипп Бюно-Вариа, Корнелиус Герц и Жак де Райнах

Филипп Бюно-Вариа, Корнелиус Герц и Жак де Райнах

     За историю строительства Панамского канала было растрачено невероятное количество государственных денег, погибло огромное количество людей и заржавело бессчетное количество самой разнообразной техники и оборудования. Панамский перешеек — самый узкий участок суши между Тихим и Атлантическим океанами. И европейцы с незапамятных времен мечтали с его помощью соединить искусственным каналом эти водные пространства.

Первым о строительстве канала заговорил в 1550 году Антонио Гальвао, португальский путешественник и историк. Но дело дальше разговоров не пошло. Идею Гальвао подхватил испанский писатель Лопес де Гамара и донес ее до королевского двора. Но тогда августейшим особам было не до строительства, так как они были заняты войной с Англией и борьбой с еретиками.

К этой идее вернулись лишь в конце 19 столетия.

Историю Панамского канала можно разделить на две части: французскую и американскую. Французы затеяли строительство первыми, но довольно скоро, не доведя дело до конца, свернули работы. При этом их государство оказалось ввергнутым в финансовую и политическую катастрофы. Какое─то время идея строительства бесцельно ходила по рукам переходных коммерческих структур, а затем была выкуплена американцами. Именно они довели это начинание до победного конца, потратив на него 386 миллионов долларов, потеряв 20 тысяч рабочих и начав революцию. Но как только строительство закончилось, стало ясно, что все действующие лица оказались в финансовом проигрыше. Кто действительно обогатился от этого строительства, так это гении-аферисты Корнелиус Герц, Жак де Райнах и Филипп Бюно-Вариа.

Начало строительства.

Граф Фердинан-Мари де Лессепс родился в Версале в семье выдающегося французского дипломата. Уже в 19 лет юный, но хорошо образованный Фердинан был назначен на должность помощника французского посла в Лиссабоне. Под руководством де Лессепса был построен Суэцкий канал. Всего через пять лет после начала эксплуатации, в 1874 году, канал достиг рентабельности. Даже по сегодняшним меркам это невиданное достижение!

В 1875 году Фердинан де Лессепс услышал о Панамском перешейке и загорелся идеей строительства. В 1878 году он созвал в Париже международный географический конгресс, на котором были разобраны различные проекты строительства Панамского канала. Наряду с явно фантастическими идеями — подземный туннель, железная дорога для кораблей — рассматривался и единственно разумный план, но он был отвергнут в пользу проекта самого де Лессепса: прямой канал на уровне моря, точно такой же, что был построен в Суэце. То, что проект крайне неудачен, было очевидно изначально. Специально созданный банковский консорциум провел публичное размещение 600 тысяч акций, которые были раскуплены моментально желающими приобрести долю в проекте.

В 1881 году начались строительные работы. Было очевидно, что без железной дороги ничего не выйдет. А она находилась в руках частной американской компании. Но отсутствие дорог — это лишь часть тех проблем, с которыми столкнулись французские строители на Панамском перешейке. Огромным препятствием на пути строительства стал ландшафт. Он представлял собой горы вперемешку с непроходимыми болотами и джунглями. Самым страшным участком оказался массив Кулебра, протяженностью 13 километров на высоте 98 метров над уровнем моря. Также каждый сезон дождей разливалась коварная речка Чагрес. К проблемам добавлялись и непрекращающиеся эпидемии, от которых погибали сотни, а то и тысячи рабочих. Однако даже все эти проблемы в совокупности отнимали не так много денег, как аферисты, пытавшиеся нажиться на строительстве.

Корнелиус Герц.

Корнелиус Герц — самая загадочная фигура в истории Панамского канала. Это авантюрист с мировым именем. Начинал Герц медицинским шарлатаном. Электрическим током Корнелиус лечил практически все известные болезни. Но вскоре его заинтересовала другая деятельность. Герц с самого начала играл одну из центральных ролей в распределении финансовых потоков Международной Компании по строительству Панамского канала. Этого человека рекомендовал сам премьер-министр. Как удалось мошеннику войти в доверие к столь высокопоставленному человеку остаётся загадкой по сей день.

Жак де Райнах.

Жак был из хорошего рода, но он был лишь третьим поколением, которое носило дворянский титул. Роль де Райнаха в строительстве заключалась в распределении взяток в правительстве и парламенте. Несмотря на свой баронский титул, Жак де Райнах находился на побегушках у Корнелиуса Герца. Не существует единого мнения о причине влияния Герца на Райнаха. Согласно наиболее популярной версии, в начале своей карьеры Жак де Райнах выдал французские государственные секреты британскому министерству иностранных дел, а Корнелиус узнал об этом, чем умело и шантажировал барона.

Строительство продолжается.

Но вот как проходило строительство канала. Сразу после выпуска транша 5-процентных облигаций последовал второй (в 1883 году) трехпроцентный заем, затем третий (в 1884 году) — четырехпроцентный. В 1886 году произошла утечка информации о том, что за все годы строительства было прорыто менее одной шестой всей протяженности канала. Акции Международной Компании тут же резко упали в цене.

В последующие три года после увеличения купона до 6 процентов были распределены еще три транша. И причины этого понятны: на шестом году строительства исчезло более 1 миллиарда 400 миллионов золотых франков (изначально же на строительство было запланировано потратить 600 миллионов). Кроме Герца и Райнаха точную сумму прямых инвестиций в строительство не знал никто.

В 1887 году всем стало ясно, что продолжать строительства канала на уровне моря просто невозможно. Тогда французы обратились с просьбой о помощи к инженеру Александру Гюставу Эйфелю, как раз заканчивавшему строительство своей легендарной башни. Эйфель согласился, но когда посчитали необходимую для строительства сумму, оказалось, что нужен еще 1 миллиард 600 миллионов. Как только об этом сообщили газеты, акции Международной Компании упали в цене почти до нуля.

Лотерея.

Но Корнелиус Герц придумал новый способ достать деньги. Им стала денежная лотерея. Вот только частные компании не имели юридического права на проведение лотерей. Но Корнелиус Герц решил, что если закон не позволяет частной компании провести лотерею, то нужно просто поменять закон! И тут на сцену вышел барон де Рейнах, распределивший по всем эшелонам власти взяток более чем на четыре миллиона франков наличными. 9 июня 1888 года закон о лотерее протолкнули, но афёру с лотереей провести всё─таки не удалось, так как 4 февраля 1889 года Парижский трибунал вынес постановление о ликвидации строительства. Так были развеяны последние надежды 85 тысяч вкладчиков и инвесторов Панамского проекта на получение прибыли. В ходе начатого расследования на поверхность всплыли многочисленные финансовые злоупотребления, в первую же очередь — поголовная коррупция всех ветвей власти. Обвинения в получении взяток были выдвинуты против 510 (!) депутатов парламента.

Барон де Райнах 20 ноября 1892 года при весьма подозрительных обстоятельствах покончил жизнь самоубийством. Корнелиус Герц заблаговременно скрылся в Англии, откуда французское правосудие тщетно пыталась его достать в течение девяти лет. В конце концов, в июне 1893 года специальная медицинская комиссия констатировала невозможность экстрадиции Герца в связи с многочисленными физическими недомоганиями.

Филипп Бюно-Вариа.

После краха Международной Компании остатки ее имущества перешли в управление временной Переходной Компании. На этом этапе в истории строительства появился новый аферист по имени Филипп Бюно-Вариа. До начала 90-х годов этот человек занимал пост главного инженера Панамского канала. Бюно понимал, что Франции канал не потянуть. Больше всего шансов довести дело до конца было у Соединенных Штатов Америки.

Фактически американская глава в истории Панамского канала началась с визита Филиппа Бюно-Вариа в Нью-Йорк, хотя на самом деле Соединенные Штаты давно хотели принять участие в этом строительстве. После же краха акции компании де Лессепса полностью обесценились. Потерявшие всякую надежду рядовые вкладчики продавали бумаги практически за бесценок. В этот момент неведомая группа «международных финансистов» скупила контрольный пакет французского банкрота, а затем передала активы в новую структуру — «Compagnie Nouvelle». Большинство участников группы остались неизвестными. В историю вошли лишь несколько действующих лиц: Джесси Зелигман, Корнелиус Герц и Филипп Бюно-Вариа.

Закончилась эта эпопея торжественной покупкой Соединенными Штатами Америки Compagnie Nouvelle за огромные деньги — 40 миллионов долларов. Тем временем Бюно-Вариа спешил оказать помощь панамскому народу в связи с назревавшими в стране революционными событиями. Ради этой благородной цели он написал Панамскую декларацию независимости и даже нарисовал национальный флаг будущей Панамской республики.

Отъем власти у колумбийских оккупантов наметили на 3 ноября 1903 года. В этот день в Соединенных Штатах проходили президентские выборы, поэтому новости о перевороте в колумбийской провинции не могли попасть ни в какие печатные издания. Уже через неделю Бюно заключил историческое соглашение с Джоном Хейем, госсекретарем Панамы. Согласно «Договору Хейя-Бюно-Вариа», Республика Панама передавала Соединенным Штатам в «вечное пользование» территорию, расположенную на 10 миль севернее и южнее Панамского канала.

15 августа 1914 года состоялось торжественное открытие канала. Американским налогоплательщикам строительство Панамского канала обошлось в 375 миллионов долларов! Причем почти треть всех денег, которые официально ушли на строительство канала, осели в карманах различных аферистов.



     Понравилась статья? Оставьте Ваш комментарий или поделитесь статьей в социальных сетях.
                                                          И будет Вам счастье!



Просмотров: 2136
Яндекс.Метрика