В чем причина стремительного развития человеческого интеллекта?

В чем причина стремительного развития человеческого интеллекта?

     За 200 тыс. лет эволюции Homo sapiens произошло нечто экстраординарное. Каким-то непонятным образом из сметливых обезьян с каменными орудиями труда мы превратились в невероятно блестящие умы, которые оперируют сложным языком и управляют планетой с помощью сельского хозяйства и техники. Как начинался тот интеллектуальный взрыв, который антропологи называют «человеческой революцией»?


   Пожалуй, одна из крупнейших загадок нашей эволюции состоит в том, как возникла символическая культура: под этим всеобъемлющим термином подразумеваются и язык, и искусство, и личные украшения, и обряды (например, похоронные). Символическая культура — это то, что отличает людей от других видов, и тем не менее она старше человека разумного. Каменные орудия, использование огня, искусство — всё это появилось в Африке намного раньше. Например, человек прямоходящий метал дротики и изготавливал яркую краску за тысячи лет до нас. 

   Следовательно, вопрос ставится таким образом: когда подобная символическая деятельность начала определять человечность? Ответить на него непросто, и, возможно, мы никогда не сможем собрать достаточно сведений и выстроить окончательную хронологию. Тем не менее на этот счёт есть две теории. Одна говорит, что человечество совершило большой культурный скачок приблизительно 60–80 тыс. лет назад, когда люди неслись во весь опор из Африки в Евразию. Другая гласит, что культура развивалась постепенно, в Африке, на протяжении всего периода существования человека разумного. 

   Термин «человеческая революция» приписывается антропологу Полу Мелларсу, который в 2007 году заявил, что это событие было «эпизодическим ускорением изменений» 60–80 тыс. лет назад, непосредственно перед тем, как средний палеолит сменился верхним. По этой причине эпоху перемен иногда называют революцией верхнего палеолита. 


   Судя по археологическим находкам, люди к тому времени далеко ушли от своих предков в том, что касается технической сложности. Мы стали пользоваться не только камнем, но и костью, причём орудия получили узкую специализацию для самых разных видов деятельности. Люди ловили рыбу, переносили цветные раковины на огромные расстояния (скорее всего, они высоко ценились как украшения), нагревали красители для получения красок, выжигали землю вокруг стоянок, поощряя рост полезных растений, хоронили мёртвых с вложениями в могилу и наносили геометрические узоры на стены пещер. 

   Есть сведения, что одновременно с этим люди стали жить более крупными группами, иерархическая организация общин усложнилась, и это больше не были стаи бродячих охотников и собирателей. «Революционеры» направились из Африки в Евразию и со временем ассимилировали или вытеснили другие популяции — неандертальцев, денисовцев и всех остальных. 


   Что же стало причиной революции? Г-н Мелларс не знает. Возможно, сыграла роль некая генетическая мутация, быстро распространившаяся по всей Африке. Или «экономические и демографические обстоятельства в условиях быстрого изменения климата и окружающей среды». Действительно, то было время резкого похолодания, вызванного отчасти извержением супервулкана Тоба на Суматре, которое произошло примерно 74 тыс. лет назад. Не исключено, сыграли роль оба фактора сразу. 

   Г-н Мелларс сравнивает революцию верхнего палеолита с неолитической, которая 10–13 тыс. лет назад привела к быстрому развитию сельского хозяйства и городов. На пару с антропологом Офером Бар-Йосефом они видят в этой параллели свидетельство того, что культура развивается скачкообразно. Эпохи акселерации сменяются периодами относительной стабильности и даже регресса.

   В общем, символическое поведение, по их мнению, было результатом революционных перемен. Этим объясняется изобилие произведений искусства и сложных орудий в слоях верхнего палеолита по всему миру. 


   Однако в последнее время выросло количество находок, говорящих о том, что символическая культура существовала задолго до гипотетического периода акселерации. В связи с этим антропологи Салли Макбреарти и Элисон Брукс полагают, что никакой революции не было. В Африке и на Ближнем Востоке гоминины готовили краску и хоронили мёртвых символическим образом более 180 тыс. лет назад. Обмену на большие расстояния и добыче раковин по меньшей мере 100 тысячелетий. Бусам из скорлупы страусиных яиц — 75 тыс. лет. 

   В дополнение к этому Элисон Джордж пишет в журнале New Scientist о том, что ген FOXP2, связанный с человеческим общением, появился у нас 170 тыс. лет назад. Археолог Йохан Линд и вовсе считает, что «современный разум» мог возникнуть ещё 500 тыс. лет назад — у человека прямоходящего. Действительно, Homo erectus уже использовал орудия труда и огонь. 


   Г-жа Макбреарти и другие указывают на то, что около 130 тыс. лет назад уровень моря повысился и драгоценные археологические слои оказались смыты с побережья Южной Африки. Возможно, именно этим и объясняется сравнительно небольшое количество находок, относящихся к предшествующим временам. Если мы соединим африканскую историю символизма с более поздней евразийской, то получим, по мнению г-жи Макбреарти, картину очень постепенного развития культуры, безо всяких скачков. 

   Г-н Мелларс основывает свою концепцию на евразийских находках. Но революция не может быть результатом переселения, считает г-жа Макбреарти. В основе культуры мигрантов то, что было приобретено ими на родине, то есть в Африке. 


   Возможно также, что Африка вовсе не была центром развития культуры. В испанской пещере Эль-Кастильо обнаружены изображения, которым примерно 40 тыс. лет. По некоторым оценкам, к тому времени человек разумный, шедший с востока, ещё не добрался до этих мест. Кто же был автором этих замечательных животных, отпечатков ладоней и загадочных узоров из точек? Неужели неандертальцы? Неужели символической культурой обладали и те, кого мы привыкли считать тупоумными «качками», которых наши предки без труда согнали с насиженных мест? 

   Если принимать гипотезу о том, что символизм появился до «человеческой революции», то ответ вполне может оказаться утвердительным. Гоминины покидали Африку задолго до того, как это сделал человек разумный, и предки неандертальцев могли принести символическое поведение в Испанию, пока Homo sapiens развивал его на юге Африки. И тогда становится понятным, почему человек разумный ладил с другими видами, попав в Евразию. Возможно, параллельно с межвидовым скрещиванием имела место интеграция культур: хотя сапиенсы существенно превосходили своих новых соседей по многим параметрам, в своей символической основе культуры были схожи. 


   Учёные, которые не поддерживают ни тот ни другой лагерь, склоняются к промежуточной точке зрения. Вероятнее всего, символическое поведение действительно развивалось на протяжении сотен тысяч лет, но именно человек разумный пришёл к наиболее сложным его формам. Их переняли другие виды и распространили по свету ещё до того, как сапиенсы покинули Африку. Когда же исход состоялся, культурный обмен с неандертальцами и денисовцами привёл к более или менее резкому скачку культурного развития. 

   Нельзя отрицать того, что время от времени развитие культуры действительно ускоряется, и тут можно вспомнить не только неолит, но и промышленную революцию. В то же время глупо отрицать, что в периоды между этой акселерацией не изобретается ничего важного. Бывает так, что проходит немало времени между появлением чего-то нового и его повсеместным распространением. Возможно, то, что некоторым кажется революцией верхнего палеолита, в действительности было периодом широкого внедрения давно изобретённых технологий.



     Поделитесь с друзьями

Категория: Наука | Просмотров: 1453 | Рейтинг: 5.0/1
Яндекс.Метрика