»

Тибетская астрология

тибетская астрология

Существует мнение, что гороскоп, составленный тибетцем-астрологом, кардинально отличается от европейских и китайских гороскопов. Это не обязательно. Многое зависит от того, какую именно астрологическую систему предпочтет использовать специалист. Если это будет Джунци (byung rtsis - "астрология элементов", именуемая также Нагци (nag rtsis) - "черной астрологией") - составленный гороскоп будет во многом походить на китайский.

Объясняется это тем, что в данном виде астрологии вычисления основываются на определении взаимоотношений "звериного цикла" 12 животных, теории 5 элементов (дерево, огонь, земля, металл, вода), Мева (тиб. "родинка" - размещенных определенным образом в "магическом квадрате" чисел от 1 до 9, каждому из которых соответствует сторона света и определенный цвет) и Парка (тиб. "изменение признаков" - 8 триграмм).

В Карци (skar rtsis - "белая астрология") расчеты производятся иначе, и составленный гороскоп, скорее всего, будет похож на европейский. В "Солнечном" разделе Карци учитывают движение планет через Зодиак, а в "Лунном" (тесно связанном с Калачакрой) - прохождение Луны через 27 Гюкар (т.н. "лунных дворцов", причем созвездий, через которые проходит Луна, 28, но, поскольку в одном дворце может располагаться сразу 2 созвездия, Гюкар на 1 меньше).

Существует еще один, тайный раздел Карцы, именуемый Янчгар (dbyang char - "проявление через гласные звуки"), тесно связанный с медицинской астрологией и йогой. Люди, изучающие данный раздел и использующие его при астрологических вычислениях, встречаются в Тибете очень редко, но именно их гороскопы и предсказания славятся наибольшей точностью и ясностью толкований.

Отличительной же чертой тибетского гороскопа являются не столько способы вычислений и интерпретация воздействия астрологических факторов, сколько аспекты человеческого существа, на которые упомянутые факторы оказывают воздействие. Тибетские астрологи разработали уникальную, нигде более не встречающуюся, концепцию описания человека, включающую в себя 5 индивидуальных сил:

- Ла (bla) или "животная душа" - психоэнергетическая составляющая, способствующая энергообмену с внешним миром и находящаяся в тесной взаимосвязи с Сэм (sems - умом) и йид (yid - различающим сознанием);

- Сог (srog) - "жизненная сила", внутренняя изначальная энергия человека, обретаемая им в момент зачатия, хранящаяся в сердце и тесно связанная с Ла;

- Вангтанг (dbang) - "личная сила", способность уверенно двигаться к намеченной цели (не связанная, однако, с талантливостью);

- Лу (lus) - "тело". Энергия, обеспечивающая здоровье и сопротивляемость болезнетворным воздействиям;

- Лунгта (klung rta) - "конь ветра", иногда именуется аспектом удачи. Объединяет, усиливает и гармонизирует Вангтанг, Лу и Сог.

"Звериный цикл" пришел в Тибет из Китая. У исследователей нет единого мнения по этому вопросу. Одни считают, что еще в VII в., когда китайские принцессы, ставшие женами Сонгецена Гампо (правителя Тибета), привезли из Поднебесной тексты по медицине, астрономии и астрологии, года начали обозначать названиями 12 животных (хотя 60-летний цикл еще не был полностью заимствован вплоть до XI века).

Другие исследователи утверждают, что календарь 60-летнего цикла (именуемый rabjung - "важный", связанный с обращением вокруг Солнца планет Юпитер (5 оборотов по 12 лет) и Сатурн (2 оборота по 30 лет)) пришел в Тибет из Индии, и его повсеместное использование началось в 1027 году (когда на тибетский язык была переведена "Калачакра тантра"). Поскольку в то время астрологи Тибета были знакомы с китайским "звериным циклом" (очередной 62 цикл начался в 1024 году), было принято решение объединить эти 2 системы. Именно по этой причине первым годом "звериного цикла" в Тибете является не год Крысы (как в Китае), а год Зайца.

В тибетском гороскопе годы именуются в соответствии с системой определенных символов. Например, 1940, 52, 64 гг. - годы "Яркого воздушного змея", 1941,53, 65 гг. - "Кобры", 42,54,66 гг. - "Хранителя огня" и т.д. Ошибочное мнение. Как уже было сказано, в Тибете для летоисчисления (как в официальном, так и в астрологическом календаре) используется китайский "звериный цикл", включающий в себя 12 животных (Мышь, Бык, Тигр и т.д.). При этом перечень животных практически полностью совпадает с принятым в Китае. Наблюдаются лишь некоторые различия в наименованиях животных: год Крысы называют годом Мыши, год Кролика именуют годом Зайца, а год Петуха - годом Птицы.

Если человек родился, например, в год Дракона, наиболее удачными для него в "зверином цикле" будут годы животного-покровителя (Дракона). Тибетские астрологи считают, что именно в год, управляемый животным-покровителем, человеку предстоит столкнуться с испытаниями, неприятностями, болезнями и утратами. Потому каждые 12 лет следует проводить обряд, именуемый "очищение года", дабы уберечься от бед.

При составлении тибетского гороскопа следует учитывать, что время празднования Нового года в этой стране и в странах Европы различно. Это действительно так. Более того - в Тибете существует несколько вариантов празднования Нового года (Лосар). Главный из них официально отмечается в месяц Дракона (первый месяц тибетского года). Данная традиция - результат монгольского влияния. Но кроме этого существует другая дата начала года (согласно системе Джунци) - месяц Тигра (предшествующий месяцу Дракона).

А в соответствии с системой Калачакры, Новый год следует праздновать в месяц Лошади (следующий за месяцем Дракона). Однако все вышеупомянутое на характеристике дней и месяцев никак не сказывается, влияя лишь на определение того, в каком году "звериного цикла" родился человек. Также следует помнить, что и продолжительность тибетского года может варьироваться (либо 12 месяцев - 354-355 дней, либо 13 месяцев - 383-384 дня, чередующиеся раз в 19 лет; причем дополнительный месяц может появиться в любом месте календаря - один из месяцев попросту удваивается, не меняя при этом астрологических характеристик).

В тибетском гороскопе на втором месте по значимости (после года рождения) стоит месяц, а день и час появления на свет менее важны. Ошибочное мнение. Характеристика дня в тибетском гороскопе считается одним из наиболее значимых факторов, информация же о месяце рождения воспринимается как уточняющая. Причем тибетские дни недели соответствуют западным, и управляются одной из 9 планет (воскресенье находится под управлением Солнца, понедельник - Луны, вторник - Марса и т.д.).

Также тибетские астрологи учитывают созвездие дня или Гюкар. Поскольку за одни сутки Луна может пребывать в 2 различных созвездиях, при составлении гороскопа учитывается то, в котором ночное светило находилось в период с рассвета до заката. Если за это время Луна успела переместиться в следующий Гюкар, считается, что день управляется сразу 2 лунными дворцами (причем 2 следующий по значимости).

Кроме того, при составлении гороскопа европейцам или американцам возникают некоторые трудности, поскольку видимая траектория движения Луны несколько смещается (а значит, она проходит через другие созвездия). Однако специалисты считают, что эту проблему можно попросту не принимать во внимание (если не нужна высокая точность при составлении гороскопа).

При составлении гороскопа тибетские астрологи используют не только различные письменные источники, но и ясновидение. Да, это так. В традиции бон человека, подвизающегося в астрологии, именовали "skos shes rtsis mkhan" ("астролог, которому ведомо, как управлять бытием"). Считалось, что этот человек в прошлом совершил немало благих дел, благодаря чему обрел способность влиять на ход событий, а также отличать добрые деяния от злых дел.

Потому ясновидение (позволяющее прозревать истинную суть вещей и действий, а также отслеживать скрытые связи между ними) считается качеством, необходимым при составлении гороскопа или прорицания. И одним из способов развития вышеупомянутого качества является интересный ритуал: в отворот воротника юному астрологу зашивают деревянную фигурку человека (после того, как над ней прочтены необходимые в таких случаях мантры). Считается, что эта фигурка не только способствует обретению ясновидения, но и может давать обучающемуся подсказки при составлении или интерпретации гороскопа.

Наиболее точные гороскопы составляют тибетские астрологи-буддисты. По мнению специалистов, наибольшей точности при составлении гороскопа, а также ясности и четкости его толкования, можно добиться, если соединить буддийскую астрологию и астрологическую традицию бон (в переводе с тибетск. "ритуал", "распевать", "начитывать") - национальной тибетской религии, учение которой, согласно легенде, пришло в Тибет из легендарной Шамбалы (Олмо Лунгринг) около 18 000 лет назад.

Однако отыскать учителя данного направления астрологии весьма непросто, да и при самостоятельном освоении возникает немало сложностей даже у коренных тибетцев, поскольку древние тексты, содержащие необходимую для составления гороскопа информацию, написаны особым древним языком, и изобилуют сложными терминами, понять значение которых новичку порой бывает не под силу.

В тибетском гороскопе обязательно будет информация о прошлой жизни человека. Зачастую это действительно так, поскольку, с точки зрения жителей Тибета, сведения о прошлых воплощениях очень важны. Во-первых, "кармические отпечатки" могут проявлять себя в данном воплощении (например, человеку могут сниться те или иные сны, не всегда приятные, а порой весьма пугающие), во-вторых - упомянутая информация позволяет астрологу лучше понять характер человека, и, следовательно, дать ему определенные советы, позволяющие улучшить жизненные обстоятельства. Потому в тибетской астрологии существует раздел "Tse rabs las rtsis" ("астрология прошлых жизней"), который дает возможность, основываясь на дате рождения человека, получить информацию о его предыдущих инкарнациях.

В процессе интерпретации гороскопа астролог-тибетец дает немало различных советов, призванных улучшить жизнь обратившегося к нему человека. Да, поскольку основная задача астролога - не просто предупредить человека о грозящих ему неприятностях и опасностях, но и, по возможности, указать способ выйти из всех передряг с минимальными потерями.

В некоторых случаях советы астролога касаются не только текущей, но и следующей жизни человека. Причем за внешне легко выполнимыми действиями зачастую скрыт очень глубокий смысл. Например, если астролог для улучшения обстоятельств следующего воплощения предлагает клиенту купить статую Будды, он подразумевает, что, приобретая статую (которая, по мнению тибетцев, является своеобразным магнитом, привлекающим в жизнь индивидуума определенные обстоятельства и виды энергии) человек делает первый шаг к изменению состояния ума в лучшую сторону.

Именно эти перемены вдохновят его в будущем на совершение благих дел, а также позволят установить, и укрепить связь со своим божеством (кармические связи такого рода, согласно верованиям жителей Тибета, имеются у каждого человека). Как следствие - обстоятельства грядущего воплощения изменятся, и улучшатся.

Искусству составления тибетских гороскопов легко научиться - достаточно приехать в Тибет и, отыскав хорошего астролога, поступить к нему в ученики. В наши дни европейцы имеют возможность обучаться у астролога-тибетца. Однако следует помнить, что, согласно традиции, хорошие астрологи не раскрывают всех секретов большому количеству учеников (даже если берутся за обучение групп, что случается чрезвычайно редко). И лишь предчувствуя скорую кончину, тибетский астролог может открыть все нюансы своего мастерства, причем только одному избранному ученику.

В Тибете всем новорожденным первым делом составляют гороскоп. Кроме того, люди обращаются к астрологам перед важными событиями в своей жизни. Действительно, жители Тибета часто обращаются к астрологам, чтобы узнать, который день благоприятен для какого-либо знаменательного или просто важного события (свадьбы, начала строительства дома, смены места жительства и даже стрижки волос).

Кроме того, советы астролога помогают определиться с выбором погребального ритуала (которых в Тибете существует несколько, и каждый соответствует определенному элементу, например, огню соответствует кремация, земле - захоронение на кладбище, дереву - т.н. "небесные похороны" (расчлененное тело съедают птицы или хищные звери) и т.д.).

Однако следует помнить, что не всегда у людей, желающих получить информацию о чем-либо заранее, есть деньги на оплату услуг астролога. Потому при рождении ребенка (а также перед жизненно важными событиями или просто в конце года) многие тибетцы обращаются не к составителям гороскопов, а к гадателям мо (такая услуга стоит дешевле, да и встречаются гадатели мо в Тибете гораздо чаще, чем хорошие астрологи).

Ребенку, который признан перерождением ламы, гороскоп не составляют. Последователи многих традиций и учений считают, что, продвигаясь по ступеням духовного развития, человек постепенно освобождается от влияния звезд, планет и стихий. Однако для детей, признанных перерождением ламы (именуемых ринпоче - "драгоценный" или тулку (нирманакая) - "феноменальное тело") гороскоп все-таки составляют. При этом пользуются не обычной астрологией, а совершенно иными системами расчетов.

Если человек не знает даты своего рождения, ему невозможно составить гороскоп. Поскольку в Тибете не так уж много людей могут сообщить точную информацию о дате и времени своего рождения, при составлении гороскопа либо используют вид астрологии, где упомянутые сведения не столь важны, либо, ориентируясь по некоторым событиям жизни человека, определяют дату его рождения, после чего производят необходимые вычисления.

Перед составлением гороскопа астролог-тибетец обязательно прочтет необходимые молитвы, а во время расчетов будет пользоваться одним из древних текстов. Это действительно так. В день, когда намечено составление гороскопа, тибетский астролог с самого утра занят проведением необходимых ритуалов, причем читаются не только молитвы, долженствующие создать определенный настрой и обеспечить поддержку высших сил, но и особая молитва о человеке, которому составляется гороскоп.

Лишь после этого астролог приступает к необходимым вычислениям, причем во время расчетов и интерпретации полученных значений и сочетаний знаков, элементов и светил, чаще всего руководствуется несколькими текстами, поскольку именно в этом случае можно получить наиболее подробное, ясное и точное толкование.

Прежде чем обращаться к тибетскому астрологу с просьбой о составлении гороскопа, хорошо бы проверить, насколько хороший он специалист. Да, и самый простой способ - задать астрологу несколько вопросов, например, о вашем знаке, элементе и божестве-покровителе. Эту информацию можно получить, например, из тибетского астрологического альманаха, регулярно выпускающегося в некоторых странах мира и учитывающих, временные расхождения в европейском и восточном летоисчислении.

Хороший специалист способен дать ответ, обладая минимумом информации о клиенте (например, просто зная дату рождения), некоторым придется свериться с таблицей. Шарлатан же, скорее всего, уйдет от ответа или же ответит неверно.

Категория: Астрология
Просмотров: 268
Яндекс.Метрика